Роль СМИ в отражении проблем, волнующих население

Белорусская социально-экономическая модель предполагает эффективное использование государственных институтов во всех сферах нашей жизнедеятельности, и информационный сегмент здесь не является исключением.

На 1 июля 2010 г. в Республике Беларусь зарегистрировано 1 308 периодических изданий, в том числе 667 газет, 605 журналов, 36 бюллетеней, 9 каталогов, 1 альманах. Зарегистрированных информационных агентств – 8. Более чем две трети прошедших регистрацию изданий – негосударственные. Пресса издается на русском, белорусском, английском, немецком, польском и других европейских языках.

В республике зарегистрировано 236 теле- и радиопрограмм, из которых 164 – государственной формы собственности. С целью интеграции Беларуси в международное информационное пространство с 2005 года началась регулярная трансляция белорусского спутникового телеканала «Беларусь-ТВ», а затем и телеканала «Мир». Расширяется региональное теле- и радиовещание. Сегодня собственное вещание региональных телеканалов занимает от 40 до 45% общего объема эфира.

Деятельность по оказанию услуг населению в сфере кабельного телевидения осуществляют более 120 субъектов хозяйствования, причем большинство – негосударственной формы собственности. Министерством информации Республики Беларусь утвержден социальный пакет телепрограмм (Первый канал, «ЛАД», «Общенациональное телевидение», «Столичное телевидение», «НТВ-Беларусь» и «Россия-Беларусь»). Данный пакет доводится операторами до абонентов по тарифам, регулируемым в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Освещая наиболее болезненные вопросы в развитии общества, СМИ таким способом информируют население и власть о реальном положении дел в стране, способствуя четкому претворению в жизнь проводимой государственной политики.

Глубочайшим заблуждением является убежденность в том, что СМИ – это якобы проблема номер один для власти. Лишь слабая власть боится прессы. Для сильной власти бойкая пресса, живые СМИ и неравнодушные журналисты – это помощь, источник знания болевых точек общества, проблем людей. Сегодня свободе слова не столько мешают власть и госаппарат, сколько угрожают деньги и переизбыток информации.

Правовое обеспечение информационной политики – важнейшее направление деятельности органов власти, общественных организаций, журналистов. С 8 февраля 2009 г. вместо Закона «О печати» 1995 года действует Закон Республики Беларусь «О средствах массовой информации», который регулирует правоотношения в информационной сфере. Он разрабатывался с учетом законодательства и опыта стран СНГ, а также Германии, США, Великобритании, Австрии, Нидерландов, Швеции, Франции и, конечно же, богатой правоприменительной практики в данной области в нашей республике. Новый закон не допускает цензуры, обеспечивает конституционное право граждан на получение и распространение информации. При этом он впервые законодательно закрепляет принципы деятельности СМИ в Республике Беларусь, а именно: достоверность информации, законность, равенство, уважение прав и свобод человека, многообразие мнений, развитие национальной культуры, соблюдение профессиональной этики журналиста и общепринятых норм морали. Закон Республики Беларусь «О средствах массовой информации» не регулирует порядок регистрации и деятельности СМИ, которые распространяются через Интернет.

Указом Президента Республики Беларусь № 65 «О совершенствовании работы государственных органов, иных государственных организаций со средствами массовой информации» определен порядок предоставления государственными органами информации журналистам. Во всех государственных организациях введены должности пресс-секретарей или ответственных за работу со СМИ.

Постановлением Совета Министров № 1625 от 29.10.2008 создан Общественный координационный совет в сфере массовой информации. Это общественный институт, имеющий достаточно широкий спектр полномочий.

Президент Республики Беларусь 1 февраля 2010 г. подписал Указ № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет».

Пользователи сети Интернет смогут свободно и безвозмездно получать информацию о режиме работы государственного органа (иной организации), почтовом адресе, номерах телефонов его справочных служб, порядке работы с обращениями граждан и юридических лиц, об осуществляемых административных процедурах и др.

Указом закрепляется обязанность субъектов хозяйствования, реализующих на территории Республики Беларусь товары (работы, услуги) с применением сети Интернет, с 1 июля 2010 г. осуществлять данную деятельность с использованием информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь.

В целях обеспечения безопасности граждан и государства с 1 июля 2010 г. поставщики интернет-услуг должны осуществлять идентификацию абонентских устройств пользователей интернет-услуг, вести учет и хранить сведения о таких устройствах и оказанных интернет-услугах.

Со временем пришло понимание правоты слов Президента страны, который не раз заявлял, что «журналистика – профессия государственная». Об этом он говорил и во время открытия нового учебного корпуса факультета журналистики БГУ, преобразованного в Институт журналистики. Речь шла о том, что журналист активно влияет на процессы, происходящие в государстве, формирует общественное мнение. Но раз так, то многократно повышается ответственность и печатного слова, и его автора.

Свобода и ответственность СМИ начинаются с совести каждого журналиста и должны базироваться на принятых обществом нормах и стандартах честности и порядочности. Этические проблемы необходимо включать в учебные программы, предназначенные для подготовки журналистов.

Главным информационным источником в Республике Беларусь является в настоящее время Национальная государственная телерадиокомпания, в состав которой входят три телевизионных канала: Первый, «ЛАД», международный спутниковый «Беларусь-ТВ», а также пять областных телерадиокомпаний.

Появление FM-вещания не снизило интереса к работе, деятельности ведущих белорусских радиостанций. Было осуществлено структурно-творческое преобразование радио, появились Первый национальный канал Белорусского радио, канал «Культура», стали заметными новые творческие проекты, связанные, главным образом, с такими направлениями деятельности как пропаганда и сохранение духовного наследия, музыкальное вещание, спортивные передачи.

Обращают на себя внимание культурно-просветительские проекты, социальные и музыкально-информационные передачи. Некоторые структуры белорусского радио успешно работают на зарубежную аудиторию.

Информационно-аналитический центр при

Администрации Президента Республики Беларусь.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ КОРЕЛИЧСКОГО РАЙОНА

В районе зарегистрировано одно печатное государственное издание – учреждение “Редакция газеты “Полымя”. Учредителем является Кореличский районный исполнительный комитет. Основной целью деятельности учреждения “Редакция газеты “Полымя” является всестороннее и объективное отражение общественно-политической, экономической и культурной жизни района.

На 1 января 2010 года тираж газеты “Полымя” (с учетом оформления подписки через почтовые отделения связи и “Союзпечать”) составил 3693 экземпляра.

Степень популярности газеты наиболее полно характеризует такой показатель, как насыщенность издания на тысячу жителей. На 1 января 2010 года этот показатель составил 152 экземпляра (81 — по области). Самая высокая насыщенность издания на 1000 жителей в Турецком сельском Совете (194 экз.). На достаточно высоком уровне организована подписка на районную газету “Полымя” в Малюшичском (169 экз.), Циринском (167 экз.) сельских Советах и в районном центре (165 экз.).

Открыт собственный веб-сайт “Полымя” (polymia.by.)

Наряду с республиканскими изданиями и рядом районных газет нашей республики, «Полымя» можно читать в Национальной библиотеке Республики Беларусь.

Для осуществления конструктивного диалога между населением и руководителями районной вертикали, а также районными службами, каждую четвертую среду месяца (ранее – каждую третью среду месяца) проводятся “прямые линии”, темами которых становятся самые злободневные проблемы.

В газету пишут постоянно более 30 внештатных авторов.

На официальном Интернет-сайте райисполкома (WWW. korelichi. grodno. by) можно получить необходимую информацию о районе, о работе управлений, отделов райисполкома, служб района по принципу “Одно окно”.

Растет насыщенность периодических изданий на 1000 человек: 2007 год – 787 экземпляров, 2008 год – 836 экземпляров, 2009 год – 885 экземпляров, 2010 год – более 900 экземпляров.

Результаты изучения общественного мнения населения об эффективности работы учреждения “Редакция газеты “Полымя” (метод анонимного анкетирования), проведенного в июне 2010 года отделом идеологической работы райисполкома:

1. 72 % респондентов регулярно читают районную газету, 22 % — время от времени, 4 % читают, только заинтересовавшись какой-либо статьей. 2 % не читают районную газету.

2. Большинство читателей районной газеты «Полымя» считают, что районная газета должна решать следующие задачи:

освещение проблем и помощь в их решении – 59 %;

анализ событий – 59 %;

освещение вопросов социально-экономического развития, общественно-политической жизни района – 53 %;

компетентная оценка событий – 40 %;

отображение разнообразных мнений и настроений – 35%;

сохранение культурного наследия и перспективы развития туристической деятельности – 29 %.

3. 46 % респондентов полностью удовлетворены кругом вопросов, поднимаемых местными органами управления и самоуправления, руководителями организаций в районной газете, 39 % — затрудняются ответить.

4. 55 % респондентов частично удовлетворены оперативностью реагирования районной газеты на различные события. 34% опрошенных считают, что материалы поступают в печать своевременно.

5. 19 % (19 человек) считают, что информации, публикуемой в районной газете недостаточно, по отдельным вопросам требуется дополнительная консультация специалистов.

6. 54 % респондентов не всегда устраивает качество полиграфии районной газеты. 21 % считают качество печати низким.

7. Основными проблемами, которым необходимо уделять больше внимания в районной газете «Полымя» считают:

юридические консультации – 57 % ;

вопросы социальной защиты населения – 42 %;

вопросы совершенствования медицинского обслуживания – 33 %;

вопросы молодежной политики – 33 %;

вопросы социально-экономического развития района – 28 %;

работа местных органов власти – 26 %;

вопросы безопасности населения – 22 %;

освещение вопросов внешней политики РБ – 15 %;

вопросы развития системы образования – 9 %.

8. Наиболее интересные рубрики по мнению читателей районной газеты:

«Лёсы людскія» 13 % ; реклама – 7 %; «Наши дети – 4 %; «Рэчанька» – 4 %.

28 % указали в своих анкетах интересующие их рубрики.

9. 40 % респондентов считают, что привлечь читателей можно, улучшив содержательную сторону подачи материалов, 39 % уверены, что в районной газете необходимо публиковать разнообразные мнения и суждения по спорным вопросам. Для привлечения читателей необходимо проводить более активную рекламную кампанию своего издания. Так считают 15 % опрошенных, 4 % считают, что необходимо снизить цену на издание.

10. 83 % респондентов полностью устраивает время выхода в эфир передач районного радио. 17 % указали другое время выхода в эфир передач районного радио. По мнению населения района можно увеличить время эфира каждой передачи районного радио до 60 минут.

Отдел идеологической работы Кореличского райисполкома.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.