Чтобы не стать жертвой

Если судить по статистике, то проблемы безработицы в Беларуси не существует. Количество новых вакансий почти пропорционально уровню безработицы.
Однако гастарбайтеры по-прежнему ищут работу за границей и выезжают туда с целью более высоких заработков, но в последнее время часто встречаются и страны далекого зарубежья. О том, что необходимо знать гражданам Беларуси, выезжающим для временной работы за границу, мы попросили рассказать старшего инспектора группы по гражданству и миграции, майора милиции Ж. Н. Третьякевич.
— Жанна Николаевна, не секрет, что поток гастарбайтеров из регионов Беларуси немного поубавился, но люди с целью более высоких заработков все же направляются за рубеж. Что необходимо им знать в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья при выезде на заработки за границу?
— Не секрет, что манят их туда предлагаемые более высокие заработки по определенным специальностям, в основном строительным. А далее все происходит по одному сценарию: по прибытию к месту назначения у людей забирают паспорта, устанавливается жесткий контроль за их передвижением, их принуждают работать по 12-14 часов, к ним применяются штрафные санкции, физическое насилие. Нередки случаи, когда люди не получают заработанные деньги. Некоторые и вовсе исчезают бесследно. Позже выясняется, что многие из пострадавших ничего не знали о фирме, в которой собирались работать, не заключали договора, в общем, никак себя не подстраховывали.
Поэтому, собираясь на работу за границу, необходимо сделать следующее: заключить договор о трудоустройстве с иностранным нанимателем до выезда за рубеж; в посольстве страны трудоустройства уточнить условия въезда и требования при трудоустройстве; поставить в известность своих близких о планируемом отъезде; оформить страховку от несчастных случаев и болезни.
Во время пребывания за границей:
необходимо стать на временный консульский учет;
ни под каким предлогом никому не отдавать свой паспорт;
если условия вашего пребывания отличаются от тех, которые были указаны в договоре, свяжитесь с агентством или посредником. Потребуйте немедленного улучшения условий. Если ситуация не меняется, вы имеете право отказаться от работы по договору;
не ставьте себя в зависимое положение, принимая подарки или одалживая деньги;
периодически поддерживайте связь со своими родственниками и друзьями. Незамедлительно информируйте их о любых изменениях вашего пребывания;
в случае кражи документов или при возникновении каких-либо проблем обращайтесь в посольство или консульство Республики Беларусь или в полицию той страны, где находитесь.
—Какую информацию должен содержать трудовой дого вор?
— Трудовому договору следует уделить особое внимание. Согласно статье 10 Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» трудовые отношения трудящегося-мигранта с нанимателем оформляются трудовым договором, который заключается в письменной форме на родном или понятном для трудящегося-мигранта языке и должен содержать данные:
о сроке его действия, характере и месте работы, условиях труда и его оплате, в том числе, за работу в ночное, сверхурочное время, выходные и праздничные дни;
о размере премий, надбавок и удержаниях с заработной платы;
о правах, обязанностях, ответственности сторон, порядке и условиях расторжения или продления трудового договора;
об организации переезда, питания, проживания, медицинского обслуживания трудящегося-мигранта и членов его семьи;
о порядке и условиях социального страхования трудящегося-мигранта;
о порядке возмещения вреда, причиненного здоровью трудящегося-мигранта в процессе его трудовой деятельности, и о других социальных гарантиях.
Один экземпляр трудового договора, заключенного между иностранным нанимателем и гражданином Республики Беларусь, вручается трудящемуся-мигранту до его выезда в государство трудоустройства — в случае выезда для работы при посредничестве лицензиата.
Декрет Президента Республики Беларусь от 9 марта 2005 г. № 3 «О некоторых мерах по противодействию торговле людьми» установил основания выдачи специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей.
В настоящее время в нашей стране имеют лицензии на осуществление деятельности по трудоустройству белорусов за рубежом 52 субъекта хозяйствования (из них: в г. Минске — 29, в Брестской — 4, Витебской — 4, Гомельской — 4, Гродненской — 5, Могилевской — 3, Минской областях — 3), в том числе 12 субъектов хозяйствования осуществляют деятельность, связанную с трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей по студенческим программам).
Однако, несмотря на достаточно жесткую государственную позицию, продолжают иметь место нарушения действующего законодательства. Словосочетание «торговля людьми» в наши дни звучит нелепо, цинично и абсурдно. Тем не менее, явление такое имеет место в нашей жизни.
Кроме того, во многих странах имеются представительства Международной организации по миграции, открыты “горячие информационные линии” и консультационные центры общественных организаций по защите прав и интересов потерпевших, сведения о которых можно получить у лицензиатов, занимающихся трудоустройством, либо по телефону «горячей лини» в Департаменте по гражданству и миграции +375-17-218-52-64 Министерства внутренних дел республики, а также на сайте МВД Республики Беларусь www.mvd.gov.by.
Записал П. УЛАЗОВ.

О ситуации в сфере противодействия торговле людьми
Министерством внутренних дел среди учащихся средних школ, средних специальных и высших учебных заведений во всех областях Беларуси (всего  более 5000 респондентов) проведено социологическое исследование по вопросу ситуации в сфере противодействия торговле людьми в Беларуси. Обработку результатов соцопроса осуществлял Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь при поддержке проекта Европейского Союза, Программы развития ООН и Детского фонда (ЮНИСЕФ) «Предупреждение, борьба и минимизация социальных последствий в области торговли людьми в Республике Беларусь».
Исследование проводилось с целью оценить уровень информированности молодежи по проблеме торговли людьми, выявить отношение к работе правоохранительных органов по противодействию данному виду преступлений, а также  изучить мнение молодых людей относительно мер, которые необходимо предпринять для повышения эффективности борьбы с торговлей людьми.
В числе наиболее значимых результатов исследования были названы следующие:
— почти треть учащейся молодежи страны считают, что в их регионе существуют значимые проблемы, связанные с торговлей людьми; при этом более трети респондентов испытывают беспокойство за себя и своих близких по поводу возможности стать жертвой торговли людьми;
— почти половина опрошенных оценивает как недостаточный существующий уровень информированности общества о противодействии торговле людьми;
— подавляющее большинство респондентов уверено, что следует применять более действенные меры для пресечения торговли людьми (ужесточить уголовное законодательство, активизировать работу правоохранительных органов, совершенствовать информационно-просветительскую работу с населением и др.);
— более половины молодых людей готовы оказать содействие милиции в противодействии торговле людьми.
Молодые люди Гродненщины среди форм торговли людьми в регионе выделяют проституцию. Допрошенные несколько критичнее относятся к женщинам, оказывающим платные интимные услуги, чем молодежь в целом по республике. Кроме того, работа милиции по выявлению и пресечению фактов торговли людьми в регионе оценивается учащимися несколько выше, чем по республике.
Подготовил Петр ЖЕБРАК.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.