ПАМЯТКА о требованиях законодательства по охране историко-культурного наследия Республики Беларусь

Охрана историко-культурного наследия представляет собой целую систему мероприятий организационного, правового и экономического характера. Главным документом в данной сфере является Закон Республики Беларусь “О охране историко-культурного наследия Республики Беларусь” от 9 января 2006 г.
Историко-культурные ценности —это материальные объекты и нематериальные проявления творчества человека, которые имеют отличительные духовные, художественные и (или) документальные достоинства и которым придан статус историко-культурной ценности (статья 1 Закона).
К материальным историко-культурным ценностям относятся:
документальные памятники (акты государственных органов, иные письменные и графические документы, кинофотодокументы и звукозаписи, древние и иные рукописи и архивы, редкие печатные издания);
заповедные территории (топографически обозначенные зоны или ландшафты, созданные человеком или природой);
памятники истории (здания, сооружения, а также мемориальные квартиры и иные объекты, связанные с важнейшими историческими событиями, развитием общества и государства, международными отношениями, с развитием науки и техники, культуры и быта, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, деятелей науки, литературы и искусства);
памятники археологии (древние города, городища, замки, древние стоянки, селища, курганные и грунтовые могильники, отдельные захоронения, некрополи, мавзолеи, древние постройки и иные объекты хозяйственного и производственного назначения, фортификационные и культовые сооружения, инфраструктура сухопутных и водных путей, монетные и другие клады, культурный пласт и т. д.);
памятники градостроительства (застройки, планировочная структура или фрагменты населенных пунктов (вместе с окружающей средой, в т. ч. культурным пластом). Памятники градостроительства, как правило, являются комплексными историко-культурными ценностями.
памятники архитектуры (здания, сооружения и другие объекты хозяйственного, производственного, военного или культового назначения, отдельные или объединенные в комплексы и ансамбли);
памятники искусства (произведения изобразительного, декоративно-прикладного и других видов искусства).
При поступлении в Министерство культуры обоснованных предложений о придании объекту статуса историко-культурной ценности, представленные материалы рассматриваются на заседании Белорусской республиканской научно-методической рады по вопросам историко-культурного наследия при Министерстве культуры Республики Беларусь. Совет Министров Республики Беларусь принимает решение о придании объектам статуса историко-культурных ценностей, по которым научно-методическая рада дала положительное заключение. Министерство культуры осуществляет ведение Государственного списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. Государственный список историко-культурных ценностей регистрируется в Государственном регистре информационных ресурсов (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2010 № 1129).
Какие учетные документы нужны на историко-культурные ценности?
на каждую историко-культурную ценность заполняется учетная карточка и составляется паспорт единого образца (постановление МК РБ от 08. 12.2006 № 40);
составление учетных документов осуществляется проектной организацией за счет средств собственника историко-культурной ценности ( ч. 7 ст. 25 Закона).
На недвижимой материальной историко-культурной ценности устанавливается охранная доска утвержденного образца за счет средств собственника историко-культурной ценности           (ч. 5 ст. 28 Закона).
Для обеспечения сохранности недвижимой материальной историко-культурной ценности разрабатывается проект зон охраны. Режимы содержания и использования объектов, установленные в проектах зон охраны, обеспечивают мероприятия по недопущению негативного воздействия на историко-культурную ценность, так как являются обязательными для исполнения всеми юридическими и физическими лицами без исключения (статья 29 Закона).
В соответствии со ст. 44 Закона для каждой материальной историко-культурной ценности Министерством культуры определяются индивидуальные условия содержания и использования, устанавливается порядок выполнения работ, иные ограничения деятельности их владельцев (собственников) или пользователей, а также требования по обеспечению их сохранности. Эти требования фиксируются в охранном обязательстве, составленном по форме, утвержденной Министерством культуры, и подлежат выполнению всеми юридическими, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями (собственниками зданий, а также жилых и нежилых помещений). Охранные обязательства входят в пакет документов при оформлении завещаний, договоров купли-продажи, дарения, приватизации и других сделок с недвижимостью. Охранные обязательства оформляются в количестве трех экземпляров и направляются для подписания и регистрации в Министерство культуры Республики Беларусь.
В соответствии со статьей 52 Закона при отчуждении недвижимого имущества или иной передаче прав собственности требуется согласование Министерства культуры. Также в соответствии со статьей 37 Закона разработка проектно-сметной документации, проведение земляных работ, ремонтных работ (в том числе замена оконных блоков, заполнений балконов и лоджий, входных групп, установка кондиционеров, антенн, роллет, наружной рекламы, перепланировка и переоборудование помещений для новых функций (магазины, офисы и др., устройство новых оконных и дверных проемов), а также другие действия, которые могут привести к изменению объектов историко-культурного наследия, выполняются только при наличии разрешения Министерства культуры Республики Беларусь, которые выдаются в управлении по охране историко-культурного наследия и реставрации ( г. Минск, пр. Победителей, 11, каб. 922, тел. 2273917, 2272769).
Подготовила Светлана КОМАР,
методист РМЦ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.