Певец свободы

Польский посол в Англии и Голландии, участник восстания под руководством Т. Костюшко, политический эмигрант, сенатор Российской империи, тщетно добивавшийся восстановления независимости Польши и покинувший Петербург, чтобы умереть во Флоренции. Граф, который имел право на польский престол, но предпочел называть себя гражданином и солдатом революции, заменил на фамильном гербе Огиньских старый девиз на новый: «Свобода, постоянство, независимость». Таков Михал Клеофас Огиньский.
Но наряду со всем этим Огиньский — музыкант и композитор, хорошо игравший на фортепиано и скрипке и не перестававший сочинять марши, мазурки, менуэты, вальсы, романсы. Его перу принадлежит даже опера, созданная в 1799 г., но впервые исполненная лишь в 1935г. Более же всего еще при жизни прославился Огиньский своими замечательными полонезами. Всего он сочинил их около двадцати. И один из полонезов Огиньского, можно сказать, завоевал весь свет. Многие люди, далекие в своих музыкальных вкусах от классической музыки, все же не колеблясь сделают исключение для полонеза Огиньского. Конечно, полонез — это танец. Ученые-музыковеды полагают, что он испанского происхождения. Но в XVIII веке танец этот настолько полонизировался, что даже название его (от французского polonaise — поль-ский) вся Европа производила от Польши. Заслугой Огиньского как раз и было то, что он вывел полонез из аристократических салонов на улицы и площади. И для Огиньского, как впоследствии для Юзефа Эльсера и великого Фридерика Шопена, полонез это не только танец, но и лирическая поэма, исповедь души, выражение дум и чувств многострадального народа.
В незабываемом 1794 году в Кракове вспыхнуло восстание за независимость Польши, которое возглавил Тадеуш Костюшко. Восстание быстро охватило всю страну. Когда весть о нем дошла до Вильно, 29-летний граф М. К. Огиньский, великий литовский подскарбий (государственный казначей) примыкает к восстанию и заявляет, что приносит в дар родине свое имущество, труд и жизнь. На свои деньги он формирует воинскую часть и, став во главе ее участвует в нескольких сражениях. Свой музыкальный талант он ставит на службу свободе, пишет марш для своего полка. «Я писал также военные и патриотические песни, которые возбуждали храбрость, энергию и энтузиазм моих товарищей по оружию», — пишет композитор в своих воспоминаниях.
Но восстание было жесточайшим образом подавлено царскими войсками. Костюшко тяжело ранен и взят в плен. Тысячи патриотов покидают Польшу. В их числе Огиньский. Именно тогда родился трагический, страстный и скорбный полонез «Прощание с родиной», которому суждена любовь народная и долгая жизнь. Эта музыкальная поэма — совершенное выражение чувств расставания с дорогим сердцу отчим краем.
Огиньскому приписывают также боевую песню «Еще Польша не погибла», которая впоследствии стала польским национальным гимном. Кроме опубликованных к настоящему времени 60 произведений (а найдены далеко не все) Огиньскому принадлежит трактат «Письма о музыке» и мемуары в четырех томах.
Публикацию подготовил Владимир ЕГОРЫЧЕВ,
кандидат исторических наук.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.