За каждым обращением — конкретный человек

Прокуратурой района проведено обобщение работы прокуратуры с обращениями граждан и надзора за исполнением законодательства о рассмотрении предложений, заявлений и жалоб граждан за 2010 год.

В течение года в прокуратуру поступило 60 письменных обращений граждан, что на 22 меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Разрешено 36 обращений, из которых признаны обоснованными 10 или 28 %.
В 2010 году разрешено наибольшее число обращений по вопросам следствия и дознания — 17, из них признаны обоснованными — 7. Для рассмотрения в другие организации направлено 17 обращений: в РОВД — 10, суд — 1, райисполком — 6.


В течение года работники прокуратуры приняли на личном приеме 77 человек.
Анализ устных обращений показывает, что наибольшее количество обращений касается вопросов применения трудового законодательства — 25 %, о принятии мер к нарушителям — 18 %, о возмещении ущерба — 10 %, по применению жилищного законодательства — 12 %, о незаконном привлечении к ответственности — 5 %.
По устным обращениям даны консультации, разъяснения законодательства, в 6 случаях обращения изложены в письменной форме и разрешались в соответствии со ст. 9 Закона «Об обращениях граждан».
Исходя из анализа обращений, хотелось бы еще раз напомнить о некоторых положениях законодательства об обращениях граждан, поскольку на практике встречаются нарушения, препятствующие своевременному разрешению обращений, не изжиты факты направления анонимных обращений, обращений от имени других лиц.
Правовое регулирование обращений граждан с индивидуальными и коллективными предложениями, заявлениями и жалобами в государственные органы, иные организации (к должностным лицам), а также порядок рассмотрения обращений определены Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан».
В соответствии с действующим законодательством граждане вправе обратиться в государственный орган, иную организацию лично либо через своего представителя.
Представительство интересов граждан при обращении в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу) осуществляется на основании акта законодательства Республики Беларусь, либо акта уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, либо доверенности, оформленной в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Беларусь.
К письменным обращениям прилагаются документы, подтверждающие полномочия лиц, которые обращаются от имени других граждан (копии доверенности, решения суда, свидетельства о рождении, акта государственного органа, других документов).
К письменным обращениям могут прилагаться копии решений (ответов), принятых (данных) ранее по обращениям должностными лицами государственных органов, иных организаций, а также иные документы, необходимые для рассмотрения обращений.
Письменные обращения, не соответствующие указанным требованиям, могут быть оставлены без рассмотрения с уведомлением граждан в пятидневный срок о причинах оставления обращений без рассмотрения. После устранения нарушений граждане вправе вновь обратиться в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу) в установленном порядке.
Анонимные обращения рассмотрению не подлежат, за исключением обращений, содержащих сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.
Анонимное обращение — обращение гражданина, в котором не указаны его фамилия, имя, отчество либо данные о месте жительства и (или) работы либо отсутствует личная подпись гражданина.
Следует расценивать как анонимное и обращение, написанное от имени другого лица без его ведома и согласия и без его личной подписи.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 года № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» обращения (предложения, заявления, жалобы) граждан, независимо от того, в какой государственный орган или иную организацию они поступили, первоначально подлежат рассмотрению по существу в соответствии с компетенцией:
в местных исполнительных и распорядительных органах, подчиненных им организациях, территориальных подразделениях (органах) и организациях, подчиненных республиканским органам государственного управления и государственным организациям, подчиненным Правительству, другим государственным органам, иным организациям, осуществляющих свою деятельность и расположенных в пределах той административно-территориальной единицы, на территории которой возникли вопросы, изложенные в обращениях;
других государственных органах, иных организациях, если вопросы, изложенные в обращениях, относятся к исключительной компетенции этих органов или организаций.
Государственный орган, иная организация при поступлении к ним обращения, содержащего вопросы, решение которых не относится к их компетенции, или обращения, которое не рассматривалось ранее в указанном выше порядке, в пятидневный срок со дня регистрации обращения направляют его для рассмотрения в организации в соответствии с их компетенцией, с уведомлением об этом автора обращения.
Если вы не согласны с постановлением по делу об административном правонарушении,  то  порядок  его  обжалования предусмотрен ст. 12.2 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, в соответствии с которой по делу об административном правонарушении могут быть обжалованы не вступившие в законную силу:
1) постановление административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних — в районный исполнительный комитет или в суд;
2) постановление сельского (поселкового) исполнительного комитета — в районный исполнительный комитет или в суд;
3) постановление иного органа, ведущего административный процесс, — в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд;
4) постановление суда — в вышестоящий суд.
Жалоба направляется в суд, орган, ведущий административный процесс, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении. Поступившая жалоба в течение трех суток направляется вместе с делом в суд, орган, которому она адресована и который уполномочен ее рассматривать.
С жалоб, подаваемых в суд на постановления по делам об административных правонарушениях, взимается государственная пошлина в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Неуплата государственной пошлины влечет возврат жалобы лицу, ее подавшему.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня получения лицом, в отношении которого ведется административный процесс, копии постановления по делу об административном правонарушении, а при его вынесении в присутствии указанного лица — не позднее десяти суток со дня его объявления, за исключением жалобы на постановление о наложении административного взыскания в виде административного ареста либо депортации, которая может быть подана в течение пяти суток.
Жалоба, поданная с пропуском срока или с нарушением установленного порядка, возвращается лицу, подавшему жалобу.
В случае пропуска по уважительным причинам срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении лица, имеющие право на подачу жалобы, могут ходатайствовать перед судом, должностным лицом, уполномоченным рассматривать жалобу, о восстановлении пропущенного срока.
Обжалование постановления до вступления его в законную силу дает право лицу, привлеченному к административной ответственности, на последующее обжалование вступившего в законную силу постановления в случае несогласия с принятым решением по жалобе.
Жалоба на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.
Соблюдение установленного порядка направления, рассмотрения обращений, а также порядка обжалования решений, обеспечивает более оперативное разрешение всех возникших спорных вопросов компетентными органами.
Во избежание конфликтных ситуаций всем гражданам, должностным лицам необходимо следовать установленным правилам и нормам поведения, требованиям законодательства, соблюдать и уважать права и законные интересы не только свои, но и других лиц.
В соответствии со ст. 7 Закона «Об обращениях граждан» письменное обращение должно содержать:
наименование и (или) адрес государственного органа, иной организации (должность, фамилию, имя, отчество должностного лица), в которые направляется обращение;
фамилию, имя, отчество гражданина, данные о его месте жительства и (или) работы (учебы);
изложение сути обращения (предложения, заявления, жалобы);
личную подпись гражданина.

Мария ЧЕРЕХОВИЧ, помощник прокурора района, младший советник юстиции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.