Забытые страницы летописи Мира

Листая страницы истории Мира, этого небольшого местечка, нередко задумываешься над тем, какое влияние оказала христианская вера на его жителей. Летят годы, десятилетия, уходят в историю целые века, но интерес к прошлому не иссякает, так как это основа для духовного возрождения нашего народа. Не зная истории родины и той местности, где живешь, не вникая в традиции, заложенные предками, нельзя объективно оценивать то, что происходит с нами, и то, что находится вокруг нас.
Пройдя от Мирского замка по улице Красноармейской, минуя речку Миранка, попадаем в центр городка, который представляет собой наиболее яркий пример сохранившейся планировки рыночной площади средневекового города.



Находясь между христианскими храмами – Николаевским костелом и Свято-Троицкой церковью – в обрамлении маленьких магазинчиков, площадь всегда была центром городской жизни. Лишь время, не изменяя основу, вносило свои коррективы в ее облик. Достигнув архитектурного великолепия в конце XIX – 30-е годы XX века, теперь она является «тусклым» напоминанием былой, присущей только ей красоты, которую можно представить лишь по сохранившимся немногочисленным фотографиям, воспоминаниям старожилов Мира и архивным документам.
В юго-западной части рыночной площади возвышается здание Николаевского костела с восстановленной в 2002 году башней. Несмотря на основательную работу, которую провел в первой половине XX столетия краевед Александр Снежко, результат которой отображен в его публикации «Фарный костел в Мире», в истории этого архитектурного сооружения по сегодняшний день имеется немалое количество «белых пятен». Одно из них связано с периодом существования в костельном здании с 1865 по 1919 год православной Николаевской церкви.
17 мая 1865 года в местечке Мир произошел сильнейший пожар, уничтоживший в течение двух часов около 150 дворов. Пострадала также и приходская каменная Свято-Троицкая церковь. В своде обгоревшей церкви образовалась трещина, сгорели некоторые окна и лестницы, был изломан иконостас, но усердием протоиерея и церковного старосты Якова Вильчицкого были спасены ризница, церковные деньги и почти все церковное имущество. Дотла сгорел церковный дом, в котором жил протоиерей Лука Кудржицкий. Учитывая «негативное» отношение к католичеству, усилившееся после восстания 1863 года, и большое желание местного православного духовенства в ослаблении его влияния, поэтому вполне объяснимо появление уже 31 мая 1865 года указа об открытии в здании Свято-Николаевского костела православной церкви. По приказу Муравьева, тогдашнего военного генерал-губернатора, Мирский костел был закрыт «как ненужный и вредный». Прибывшие солдаты окружили здание и в течение суток вынесли на улицу костельные предметы. Выброшенные орган, исповедальни и разбитые алтари долгое время после этого лежали на костельном кладбище. Здание костела вместе со всем имуществом было передано православной общине. Часть прихожан Николаевского костела записали в реестр православных на основании их происхождения от бывших униатов либо по добровольному желанию. Сопротивляющихся православию присоединили к Полонечке и Сверженю.
Сразу после пожара 17 мая 1865 года православные жители Мира приступили к работам по переустройству костела под церковь, которые длились пять месяцев. В Николаевской церкви было устроено два престола: главный — во имя Святителя Николая, а предельный — во имя преподобных Иосифа, Георгия и Зосимы. Предел был устроен в 1867 году братством Мирской церкви в память чудесного события 4 апреля 1866 года (спасение жизни Государя Императора при покушении).
В 1868 году в Николаевской церкви на средства церкви и прихожан сделан и 9 июня освящен новый иконостас. Главный иконостас состоял из 22 икон, расположенных в 5 ярусов, а предельный из 5 икон, расположенных в один ряд. В алтаре находилась больших размеров икона Распятия Спасителя с Богоматерью, Апостолом Иоанном Богословом и Святой Равноапостольной Марией Магдалиной, а ниже этого образа икона нагорной проповеди Христа Спасителя. В боковых киотах находились иконы Святителя Николая и Успения Богоматери. На четырех колоннах были помещены иконы, в золоченых рамах, с изображениями Воздвижения Честного Креста, Рождества Христова, Вознесения Господня и Успения Богоматери. Там же располагались: пожертвованная в 1866 году Государем Императором икона с изображениями Святителя Николая, Св. Благоверного Князя Александра Невского и Св. Патриарха Тарасия (икона, написанная на доске, была покрыта массивной серебряной ризой и вставлена в деревянную резную, золоченую раму). Оба иконостаса, а также три киота (бывшие алтари католического костела) были светло-зеленого цвета с позолотой рам, карнизов и резьбой. Начиная с 1876 года, в здании проводили мелкие ремонтные работы: покраска крыши, побелка стен внутри здания и т. д. В 1888 году гонтовая крыша, как на верхнем ярусе церкви, так и колокольня заменена железною, при этом изменен не соответствовавший православному храму вид, над звонницей и алтарной частью были устроены деревянные купола в виде «луковицы». Осуществить такой трудоемкий ремонт настоятелю храма Феликсу Степуре было непросто. Главная проблема заключалась в недостатке средств, которые с трудом, но были найдены. В этом священнику помог случай. По соседству с Миром жил некто Франке, состоявший на службе у кн. Витгенштейна. Человек лютеранской веры, но тем не менее, он общался с православным духовенством и, предчувствуя приближение смерти, попросил о. Феликса быть его душеприказчиком (за это в завещании было оговорено особое вознаграждение). После кончины Франке труды по наследственному делу оказались хлопотными и продолжительными, за что наследники сочли необходимым наградить священника еще и от себя. Степура отказался от этих денег в пользу храма, и таким образом в распоряжении церкви оказалось около 800 рублей. Имея такую сумму, православный священник переустроил храм, простоявший без изменений почти три столетия. В 1893 году вокруг Николаевской церкви была устроена кирпичная ограда, покрытая железом. Немалое пожертвование в размере 200 рублей (для сравнения, годовое жалованье сторожа управы в начале XX столетия составляло 48 рублей, а годовое жалованье учителя — 150 рублей) в августе 1898 года было сделано княгиней Клеопатрой Михайловной Святополк-Мирской (после смерти мужа князя Николая Ивановича Святополк-Мирского) на покраску Николаевской церкви. В 1908 году были покрашены два купола и ограда вокруг Свято-Николаевской церкви.
Католическое население Мира в это время попыталось возродить костельную жизнь в местечке после издания указа от 17 мая 1905 года о религиозной толерантности, гарантировавшего католикам свободу вероисповедания. Так, в 1910 году Могилевская римско-католическая Духовная консистория обратилась в Губернское правление для утверждения плана постройки нового костела в Мире. Планировалось, что он будет построен на старом католическом кладбище (ныне территория пожарной части). На постройку было собрано 22247 рублей. Даже владелец Мира князь Михаил Николаевич Святополк-Мирский своим поручительством на сумму 8077 рублей дал согласие на это строительство. Правда, бюрократические преграды и нежелание государственной власти способствовать усилению католической веры не позволили вовремя приступить к возведению храма. Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война обесценила эту значительную сумму и только «… гора камней, собранных для фундамента долгие годы напоминала о попытке строительства». Единственным местом на территории Мира, куда могли ходить с 1911 года на богослужения местные католики, была деревянная каплица Св. Троицы. В документах Национального исторического архива Беларуси сохранились записи от 13 сентября 1911 года о привлечении к суду ксендза Адольфа Трумпеля и дворянина деревни Бурдевичи Альбина Хомича. Под руководством последнего сто верующих-католиков перенесли каплицу с середины старого католического кладбища ближе к дороге на деревню Радунь и в течение трех дней соорудили деревянную пристройку длиною около 9 м и шириною 7 м. Площадь ее была больше, чем сама каплица. Старая каплица стала алтарем, а новая пристройка предназначалась молящимся. В 1919 году после прихода в Мир польских войск католическая парафия возродилась под руководством ксендза Антония Мацкевича. 8 декабря в праздник Непорочного зачатия Девы Марии Мирский костел в присутствии представителей духовенства, местной власти и верующих был торжественно освящен Минским бискупом Зигмундом Лозинским.
Но все эти годы, пока шло переустройство Свято-Николаевской церкви, православные жители Мира не забывали и о Свято-Троицком храме. 17 мая 1871 года при посещении Мира Владыка высказал пожелание о восстановлении Свято-Троицкой церкви. И это не осталось без внимания прихожан. В 1872 году в день Сретения Господня после совершения крестного хода от Николаевской церкви к Троицкой прихожане единогласно решили приступить к восстановлению последней и обязались пожертвовать 1700 рублей. Согласно рапорту священника Евстафия Пастернацкого с 3 мая 1872 года мастера приступили к восстановительным работам, которые продолжались три года. Были отремонтированы стены, устроена железная крыша с пятью куполами и звонница, а новый иконостас розового цвета с позолоченными карнизами, рамами и резьбой, состоял из семи поставленных в два ряда икон. Кроме того в церкви были большие иконы в позолоченных рамах: новозаветной Святой Троицы, Преображения Господня и Святых жен Мироносиц. По просьбе прихожан Владыка согласился освятить храм 25 мая 1875 года. В торжественной обстановке при большом стечении народа состоялось всенощное бдение, водосвятие и освящение Свято-Троицкой церкви. Лишь десятая часть собравшихся на торжество смогла поместиться в храме. Перед службой в него из Свято-Николаевской церкви была перенесена местночтимая Мирская икона Божьей Матери. Святыня эта 1552 года – была «ровесницей» самому Троицкому храму. Усердием Мирского Церковного братства она была покрыта новою, украшенной разноцветными стразами и позолоченной серебряной ризою (стоимостью 500 рублей). Для этой иконы было устроено место над царскими вратами с особым механизмом опускания для поклонения богомольцев. К сожалению, в годы Первой мировой войны икона пропала. В настоящее время в Свято-Троицкой церкви над царскими воротами, на месте, где когда-то находилась Мирская икона, теперь располагается Список Почаевской иконы Божьей Матери. В 1875 году в Свято-Троицкой церкви возобновлены службы, но главным все же оставался Свято-Николаевский храм.
Архивные материалы второй половины XIX-начала XX столетий позволили объективно отобразить события, затронувшие Свято-Троицкую церковь и Николаевский костел в местечке Мир в то время. Они приоткрыли те страницы истории, которые были стерты из памяти мирских жителей. Время неумолимо мчится вперед, оставляя после себя лишь то, что нужно людям. И то, что они хотят знать и что хотят помнить.
Ольга НОВИЦКАЯ, Людмила ПРОКОПЕНКО, сотрудники музея «Замковый комплекс «Мир».

Забытые страницы летописи Мира: 1 комментарий

  • 28.10.2013 в 18:15
    Permalink

    BS low — raniltaoity high! Really good answer!

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.