Потребители выступают за честные финансовые услуги

С 2000 года в нашей стране на государственном уровне учрежден День потребителя, который отмечается 15 марта.
Международная Федерация потребительских организаций традиционно каждый год определяет тематику Всемирного дня защиты прав потребителей. В этом году он прошел под девизом — “Потребители за честные финансовые услуги”. Выбор его объясняется обеспокоенностью мирового потребительского сообщества состоянием дел в сфере потребительского кредитования, поскольку доступ к получению безопасных, стабильных, “прозрачных”, законных финансовых услуг имеет важное интернациональное значение независимо от того, в какой стране проживает потребитель.


Под таким девизом прошел этот день и в Беларуси и направлен он на повышение уровня финансовой и правовой грамотности граждан — пользователей финансовых услуг. В качестве таковых рассматриваются осуществление банковских операций и сделок, а также иные услуги финансового характера.
Внешне все выглядит благопристойно: средневзвешенная процентная ставка по банковским кредитам постепенно снижается, но заемные средства дешевле не становятся. Ведь нередко основная переплата по банковскому кредиту “зашита” в многочисленных дополнительных платежах и комиссиях. По этой проблеме сотни раз выступали эксперты, написаны тысячи гневных статей и фельетонов. Более того, после кризиса, когда потребительское кредитование скатилось к нулю, начали массированные рекламные кампании, в которых сулят дешевые деньги под смешную номинальную процентную ставку.
Сейчас рекламы кредитов хватает. И все хвастаются бескорыстными ставками, иногда даже фигурирует цифра 0, когда речь идет о рассрочке. Однако реальную процентную ставку, с учетом всех комиссий и других платежей, можно узнать, только лично посетив банк и побеседовав минут 10-15 с консультантом. Учитывая, что по каждому виду потребительских кредитов существует несколько предложений, чтобы выбрать оптимальное, клиенту придется обойти несколько офисов. Ведь людей волнуют не пропорции распределения денег в себестоимости кредита, а сколько денег человек получил и сколько должен вернуть, не размер ставок, комиссии или платежей, а реальная переплата по кредиту.
Когда граждане вступают в сферу финансовых отношений, они должны обладать определенным уровнем экономической грамотности, чтобы иметь возможность оценивать выгоды или недостатки тех или иных банковских услуг. Хотелось бы посоветовать потребителям финансовых услуг не спешить подписывать кредитные договора, а предварительно внимательно изучить возможности всех банков по предоставлению интересующего вас кредита, потребовать у консультантов банков рассчитать полную процентную ставку по кредиту и выбрать наиболее приемлемый вариант. Перед подписанием договора следует внимательно прочитать его, удостовериться, что в него внесены все ранее оговоренные с консультантом проценты, ставки, платежи, еще раз уточнить при каких обстоятельствах, условиях может меняться процентная ставка.
В Беларуси есть нормальные банки, которые заботятся о своем имидже и которые стараются быть максимально откровенными и прозрачными для клиентов, но есть и иные, старающиеся снять “сливки” с доверчивых потребителей либо получить сверхдоходы за счет нужды населения в заемных ресурсах. Вот эти финансовые структуры разными, не совсем праведными способами и завлекают людей в свои сети, “обдирают” потребителей за счет комиссий и дополнительных платежей.
Не совсем добросовестное поведение некоторых банков дискредитирует всю систему потребительского кредитования.
Практика показывает, что законодательство вынуждено идти по пути ужесточения в отраслях, в которых отсутствует соглашение о принципах добросовестной конкуренции. Постоянные жалобы потребителей свидетельствуют, что слабых мест в качестве финансового обслуживания населения немало. Потребителю хотелось бы, чтобы стоимость заемных денег выражалась в единой процентной ставке — основной цене, чтобы предоставляемая банками услуга была максимально “прозрачна” и проста. Над этими вопросами работают Правительство страны, Национальный банк и коммерческие банки Республики Беларусь.
Наталья КНЫШ, заместитель начальника отдела экономики райисполкома.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.