Поможем детям в воспитании и обучении

В настоящее время позитивно меняется отношение общества к людям с ограниченными возможностями и особенностями психофизического развития (ОПФР). В нашей стране реализуется постулат «Все дети обучаемы». При этом под способностью к обучению понимается возможность любого продвижения ребенка вперед. Конечно, некоторые из детей могут овладеть элементами учебной деятельности, социально-бытовыми и трудовыми навыками. Но если у ребенка более тяжелая патология, он нуждается в повседневном медицинском контроле, помощи со стороны взрослого во всех видах жизнедеятельности. Такие дети в результате целенаправленной коррекционно-педагогической работы могут овладеть элементарными навыками самообслуживания, коммуникации, предметно-практической и игровой деятельности.


Реализация прав человека с особенностями психофизического развития на получение образования позволила внедрить в практику обучения новую форму организации образовательного процесса — интегрированное обучение и воспитание. По состоянию на 15 января 2011г. в районном банке данных 440 детей с ОПФР. Из них 19 инвалидов. Интегрированное обучение и воспитание в районе организовано в 16 общеобразовательных учреждениях, 3 дошкольных учреждениях, Центре коррекционно- развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР).
ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Кореличского района» функционирует с 2003/2004 учебного года. В нем получают помощь дети разных возрастов, преимущественно дошкольного возраста. Большинство из них имеют речевые нарушения, однако наблюдается охват детей с нарушениями психического развития, с интеллектуальной недостаточностью. В текущем учебном году 68 детей посещают индивидуальные коррекционно-педагогические занятия. Четверо детей в возрасте от 0 до 3 лет получают коррекционно-педагогическую помощь.
Раннее выявление детей позволяет определить образовательные потребности, выбрать доступную и своевременную организацию специального образования и специальной помощи применительно к каждому ребенку, у которого выявлено нарушение развития. Индивидуальные занятия в виде «домашнего визитирования» позволяют осуществить индивидуальный подход к ребенку в привычной для него обстановке, быстрому установлению контакта как с малышом, так и с его родителями.
В рамках диагностической работы специалисты центра проводят в учреждениях образования психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи учителя-дефектолога и организации интегрированного обучения и воспитания, обследование речи дошкольников, оформляющихся в дошкольные учреждения. Консультативно-методическая работа специалистов ЦКРОиР позволяет оперативно решать проблемы, возникающие у родителей, педагогов по вопросам обучения и воспитания всех детей с ОПФР. Специалисты проводят информационно-просветительскую деятельность с целью повышения осведомленности общества о проблемах детей-инвалидов, их семей, формирования позитивного общественного мнения и толерантного отношения к лицам с ОПФР.
Обучение и воспитание детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями в развитии – одно из направлений работы центра. С 2010/2011 учебного года в ЦКРОиР функционирует класс для детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии, в котором по индивидуальным программам, содержание которых определяется исходя из их реальных возможностей детей, занимаются три ребенка с тяжелыми и (или) множественными нарушениями в развитии.
Коррекционно-развивающее обучение основывается на системно-структурном подходе к преодолению имеющихся нарушений, на деятельностном характере коррекционно-развивающих занятий, требующих учета ведущего вида деятельности на каждом этапе возрастного периода жизни ребенка, включения его в активную деятельность.
В свободное время от занятий для детей организовывается досуг, мероприятия для всей семьи, выставки творческих работ. Проводятся беседы по усвоению национальной символики и формированию гражданственности, воспитанию патриотизма, тематические недели.
Уже доказано, что дети с нарушениями в развитии не могут продуктивно развиваться без специально созданной образовательной среды, которая характеризуется наличием средств реабилитации индивидуального и коллективного пользования (тренажеров движения, ходунков, матов для ЛФК и др.), комфортной функциональной мебели, предметов быта, технических средств обучения. Для организации коррекционно-образовательного процесса необходимым условием является наличие кабинетной системы учебного процесса (сенсорная комната, кабинет социальной адаптации, зал адаптивной физкультуры, учебные кабинеты, спальни, санузлы). Различные мягкие модули в сенсорной комнате: шары, колеса, ступеньки, бочки — способствуют освоению и совершенствованию двигательных навыков. Мягкое покрытие пола, пуфики, подушки оказывают приятное, расслабляющее действие, светящиеся гелевые лампы, аквариум, тикающие часы с подсветкой способствуют снижению уровня тревожности, созданию психологического комфорта.
Для оказания комплексной помощи детям до 3-х лет с отклонениями в развитии необходимо создание кабинета ранней помощи. Оборудование кабинета включает: манеж, комбинированный дидактический столик для сенсорного развития и совершенствования мелкой моторики пальцев рук ребенка, стандартный пеленальный стол, зеркала, магнитофон, надувное бревно для перелезания, различные дидактические и развивающие игрушки.
И только при создании условий, приближенных к реальной жизни, возможно формирование у детей способности к социальной адаптации.
С 29 апреля по 1 июня 2011 года проводится областная благотворительная акция «Ангел в твоем сердце».
Цель данной акции: оказание благотворительной помощи детям-инвалидам, соматически больным детям, детским домам и школам-интернатам, домам ребенка и другим подобным учреждениям; развитие духовности и милосердия у граждан области; поддержание славянских, христианских традиций; сплочение общества.
Наталья КНЫШ, методист учебно-методического кабинета отдела образования райисполкома.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.