Храму святой праведной Анны в д. Загорье — 150 лет

Если вы будете ехать из Мира в Кореличи, то на 9-м километре лента асфальтированного шоссе круто поднимается в гору. Справа, фактически на склонах оврага, располагается деревня Загорье, а слева открывается вид на деревенское кладбище с небольшой церковью, которая находится в составе прихода Турецкой Покровской церкви Кореличского Благочиния Новогрудской епархии.
6 августа 2011 года в 9.00 часов состоится праздничное богослужение по случаю 150-летнего юбилея Загорской церкви во имя Святой и Праведной Анны.
Церковь построена жителями деревни Загорье в 1861 году на их же собственные средства. Стены храма сложены из добротных сосновых бревен, соединенных в «чистый» угол, что позволило сделать восточную алтарную часть четырехугольной, т.е. почти закругленной. Сруб и стропила кровли сохранились со времени постройки церкви. Лишь в 1951 году в храме был заменен самый нижний (на фундаменте) венец бревен, как это следует из акта, хранящегося в архиве приходской Турецкой Покровской церкви. Кровля храма трехскатная с куполом и крестом по центру. Передняя часть имеет небольшой притвор в форме четырехколонного портика под единой со зданием церкви крышей. Кровля над притвором завершается трехугольным щитом. В средней части храма четыре окна, а еще два окна, поменьше в размере, имеются в алтарной части. Снаружи стены здания обиты шалевкой. В 1881 году церковь на треть была увеличена пристройкой. По месту стыков бревен стены взяты в скрепы.

Престол в церкви один — во имя Святой и Праведной Анны. Богослужения в церкви совершаются в день памяти Святой и Праведной Анны 7 августа (25 июля по старому стилю), а также при отпевании перед погребением умерших и в дни поминовения усопших (родительские субботы, Радуница).
По описи 1881 года в церкви имелся престол деревянный, устроенный подобно столу на ножках. Святой антиминс — белый холщевый платок освящен епископом Минским и Бобруйским Евгением (Шерешилов Николай,13.04.1826, Чернигов — 22.03.1897, Киев) 5 января 1878 года при посещении им прихода Турецкой Покровской церкви в храме Святой и Праведной Анны в деревне Загорье.
Почему антиминс освящен лишь через 17 лет после постройки церкви? Об этом в архивных материалах записей нет. Можно лишь предположить, что вначале это была малая церковь без алтаря — часовня. Известно, что после церковного раскола при Патриархе Никоне последовали Указы 1707 и 1722 годов, которые запрещали строить новые часовни и требовали, чтобы ранее построенные (в первую очередь раскольнические) были разо¬браны. В 1853 году запрет на строительство часовен в России отменен. В 1865 году право разрешать постройку часовен дано и епархиальным иереям. В синоидальном указе 1853 года предписывалось даже располагать прихожан к постройке часовен. Не исключено, что устройство алтаря в Загорской церкви потребовало, и увеличения вместимости, что и было сделано в 1881 году.
Кровля церкви вначале была соломенная, а в 1896 году на пожертвования жителя д. Загорье Якова (Якуба) Леоновича Ламана, который состоял старостой церкви, была перекрыта гонтой. Напротив входа в церковь до 1950-х годов была колокольня — деревянный столб с перекладиной под маленькой крышей, где размещались два колокола весом 25 и 18 фунтов. Как следует из записей в клировой ведомости Турецкой Покровской церкви за 1905 год, два вышеназванных колокола также куплены на пожертвования Якуба Ламана.
Даже в то время церковь была хорошо украшена иконами и подсвечниками. По описи 1881 года на горнем месте находилась икона Богоматери с младенцем Иисусом, при них была изображена Святая Анна. Икона писана на холсте масляными красками. Как записал в архивных документах в то время настоятель Турецкой Покровской церкви иерей Юлиан Зелинский, при входе в царские врата, помещалась знаменательная икона Христа Спасителя. Икона в медно-побеленом окладе московской работы писана на доске. Другой, такой же работы, был образ Богоматери с младенцем Иисусом. В церкви в то время имелись три лампады и паникадило. Паникадило крепи¬лось к потолку на металлической цепи посередине храма. На одном металлическом обруче было восемь трубочек для свеч, на другом — четыре. Паникадило хрустальное, куплено и привезено прихожанами из г. Кенигсберга (ныне Калининград).
Святое Евангелие в четверть листа, напечатанное в Москве в синодальной типографии в 1872 году, обложено дощечками, покрыто бархатом. Крест запрестольный с подставкой московской работы с пятью финифтевыми (эмалевыми) иконами. Были и другие иконы, а также необходимая церковная утварь.
За 150 лет в истории Загорской кладбищенской церкви были различные периоды. Самый сложный и драматичный из них — вторая половина XX века. Практически все иконы и церковная утварь в это время были утеряны. В послевоенные годы старостой церкви состоял П. А. Круглый (1895-1982 гг.). Петр Андреевич многое сделал, чтобы храм не был полностью разорен. Как вспоминают старожилы д. Загорье в период гонений на Церковь были переданы ра¬ботникам киностудии «Беларусьфильм» церковные колокола. Однако наиболее критическими для сохрнения церкви были 1960-1970 годы. Храм не работал, окна были заколочены, почти полностью ободрана наружная обшивка из досок.
Начиная с 1980-х годов, прихожане начали приводить храм в порядок. Церковным старостой в эти годы был Михаил Маркович Тычина (1923-1999 гг.). Вместе с жителями д. Загорье он многое сделал, чтобы в храме возобновились богослужения в праздник Святой и Праведной Анны, а перед погребением умерших происходило их отпевание. В 1994 году храм был полностью восстановлен и освящен. Церковь постепенно преображалась как снаружи, так и внутри. После ухода из жизни М. М. Тычины старостой церкви является Н. П. Бабарико, он же — староста деревни Загорье. Николай Петрович успешно приумножает добрые дела своих предшественников. В 2006 году благодаря помощи земляка Николая Александровича Гавины сделана новая шиферная кровля церкви. Здание обшито вагонкой и покрашено. Существенно улучшен и обновлен иконами и утварью внутренний интерьер храма. Ипполит Ламан подарил церкви два напольных деревянных подсвечника. В 2005 году, к 60-летию Победы над гитлеровскими захватчиками стараниями Николая Ламана и его сына Тимофея в храме помещен список 29 жителей д. Загорье, которые погибли или пропали без вести на фронтах Великой Отечественной войны. Кроме фамилии, имени и отчества указан год смерти и место захоронения. Под рамкой с фамилиями имеется подставка, которая дает возможность детям, внукам и правнукам погибших, просто односельчанам зажечь лампаду или поставить свечи во время службы в церкви в память о тех, кому не суждено было вернуться в свой дом и чьи останки покоятся в землях Литвы. Западной Украины, Восточной Пруссии, Польши, Германии и Австрии.
Загорская кладбищенская церковь во имя Святой и Праведной Анны, несомненно, представляет историческую ценность, как один из немногих сохранившихся на Беларуси памятников деревянного православного зодчества XIX века, и заслуживает придания ей статуса памятника, охраняемого государством.
До наших дней сохранился первоначальный архитектурный план церкви. И в этом большая заслуга прихожан жителей деревни Загорье, которые в трудные и сложные годы всеобщего атеизма уберегли храм от полного разорения и уничтожения.
К празднованию150-летия храма жители д. Загорье покрасили снаружи церковь. На пожертвования сельчан куплены напрестольные Евангелие и крест, подсвечникН. П. Бабарико, Н А Ламан, Е. М. Батура, Н. А. Брилевич подарили церкви новые иконы. Все иконы украшены вышитыми ручниками. Церковь преобразилась, стала еще уютнее. Активное участие в организации ремонтных работ и сборе денежных средств для нужд храма принимали староста деревни Загорье Н. П. Бабарико, председатель Турецкого сельского Совета О. В. Ходор и настоятель Турецкой Свято-Покровской церкви иерей Александр Ковалько.
Храм — это место единения человека с Богом. Хочется пожелать всем жителям деревни Загорье мудрости и терпения, неугасаемой любви к Богу, к своей маленькой Родине, веры в то, что, приходя на богослужение в Загорскую церковь, поминая там ушедших из жизни родных и близких, с надеждой и верой обращаясь к Господу, Богородице и всем Святым с просьбой о здоровье себе, детям и внукам, каждый из них становится милосерднее, чище и щедрее душой, ибо «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, потому что приобретенье ее лучше приобретения серебра, и прибыль от нее больше, нежели от золота» (Книга притчей Соломоновых, глава 3, стихи 13 и 14).
Иерей Александр КОВАЛЬКО,
настоятель Турецкой Свято-Покровской церкви.
Николай ЛАМАН,
академик Национальной академии наук Беларуси, директор Института экспериментальной ботаники им. В. Ф. Купревича НАН Беларуси.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.