Инновационная деятельность: поиск эффективных механизмов развития и самосовершенствования личности

Среди стратегических приоритетов нашего государства важное место принадлежит приоритетам в духовной сфере, ориентированным на исторические и социокультурные истоки и традиции белорусского народа, чувство патриотизма и ответственности за его судьбу, возрождение культуры и системы ценностей. Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения — одна из главных задач на современном этапе развития Республики Беларусь. В Кодексе об образовании воспитание трактуется как целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально-ценностной сферы личности обучающегося. От решения этих повседневных задач и развития детей и учащийся молодежи во многом зависит национальная и государственная безопасность нашего государства.


Сегодня мы видим проблему в резком снижении духовности и нравственности у школьников (и вообще у взрослых), недостаточном научно-методическом обеспечении данного процесса. Прежде всего, этим обусловлена актуальность инновационного проекта ГУО «Красненский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа», реализация которого начата в текущем учебном году.
Проведенные нами диагностические исследования воспитанности учащихся, обучающихся на средней и старшей ступени школы (использована методика, представленная А. И. Шемшуриной в сборнике «Основы этической культуры», ценностных ориентаций («Развитие нравственных качеств школьников», составитель А. Бергер, Е. Е. Шилейко) показали, что представления многих молодых людей о мире, в котором они живут, об их жизненной перспективе, способах ее реализации, целях и ценностях формируются, к сожалению, на ценностях западных культур, без анализа и учета исторических традиций, уклада жизни нашего народа. Учащиеся начинают жить и мыслить по принципу: все покупается, все продается. У многих учащихся отсутствуют определенные моральные качества, способности, выступающие основой нравственности человека. Кроме того, проблемы подросткового периода сопровождаются и обостряются кризисом воспитания в семье, который характеризуется неспособностью и неготовностью семьи взять на себя ответственность за результаты воспитания детей. Существуют проблемы формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде.
На основании исследований нами сделан вывод о необходимости более глубокого подхода к проблеме формирования духовно-нравственной и эмоционально-ценностной сферы личности учащихся. Внедряемая нами в воспитательный процесс модель формирования духовно-нравственной и эмоционально-ценностной сферы личности учащихся направлена на повышение качества деятельности по развитию нравственных начал и морально-этических качеств, способностей, наклонностей миропонимания школьников посредством создания духовно-обогащенной среды, на развитие которой влияет создание ассоциации клубов по интересам, школьного пресс-центра, создание новой структуры школьного самоуправления «Маленькая страна».
Реализация этого инновационного проекта даст возможность учащимся, педагогам, воспитателям, родителям определить пути духовно-нравственного самосовершенствования учащихся, повысит уровень профессиональной культуры и инновационной компетентности. Педагоги будут оказывать конструктивное влияние на подростков, родителей, проявляя при этом умение встать на позицию другого, выработать готовность к сотрудничеству и оказать необходимую помощь и педагогическую поддержку.
В процессе совместной деятельности надеемся создать положительный эмоциональный фон коллективной жизнедеятельности сада-школы, что приведет к духовному обогащению, включению семьи и представителей социума в деятельность образовательной системы учреждения образования, работающего в инновационном режиме.
Наталья БУРАК, директор ГУО «Красненский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.