СИЛА СЛАВЯНСКОГО ЕДИНСТВА

С 31 октября по 6 ноября 2011 года в городе Гомель проходил заключительный этап олимпиады школьников Союзного государства по русскому языку и  литературе «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность».
В шестой раз школьники двух стран собрались вместе в рамках молодежного интеллектуального форума, чтобы завести новые знакомства, пообщаться, поделиться мнениями, узнать что-нибудь новое, интересное о жизни своих сверстников, продемонстрировать таланты и, конечно же, выявить лучших из лучших.
Олимпиада собрала друзей из 29 регионов Беларуси и России. Среди них – Гродненская область, в команду которой мне посчастливилось войти. Наша команда, состоявшая из шести старшеклассниц, достойно представила Республику Беларусь: мы завоевали один диплом первой степени, два диплома – второй и два – третьей степени.  В чем секрет? Пожалуй, в кропотливом ежедневном труде, стремлении к покорению новых вершин, вере в свои силы. Ведь на заключительный этап олимпиады приехали лишь те, кто прошел отбор на уровне своих областей (первый этап был заочным и предполагал написание сочинения-отзыва на одно из заранее предложенных произведений).
Город над Сожем радушно встретил гостей хлебом-солью, песнями и танцами, теплыми словами и наилучшими пожеланиями. Организаторы сделали все, чтобы каникулы в Гомеле оставили только самые светлые воспоминания в сердцах юных «олимпийцев»: доброжелательные лица, комфорт, продуманный до мелочей, атмосфера праздника.
Конечно, новые впечатления, общение с интересными людьми – лучший способ справиться с волнением перед турами олимпиады. Безусловно, российские и белорусские команды подружились, поддерживали друг друга. Но присутствовала и атмосфера здорового соперничества. Определить победителей помогли конкурсные задания, выполняя которые, все без исключения участники смогли продемонстрировать свою эрудицию, способность логически мыслить, творческие возможности. В отзыве на стихотворение Е. Евтушенко «Карьера» нужно было поразмышлять над вечными человеческими ценностями, определить их роль в жизни каждого из нас. Задуматься над внутренним миром человека и его отражением во внешности, найти параллель между творчеством человека и его обликом заставила портретная характеристика гениального русского писателя Ф. М. Достоевского по картине В. Г. Перова. Открыть душу, поделиться мыслями и впечатлениями помогло написание сочинения в виде путевых записок по местам, неразрывно связанным в нашем сознании с именем «последнего поэта деревни» С. А. Есенина. Участники, воодушевленные примерами классиков, создавали свои шедевры. Казалось, что в течение нескольких часов в аудитории незримо присутствовало Его Величество Вдохновение.
Одним из самых трудных и, вместе с тем, интересных испытаний оказалась комплексная работа по русскому языку и литературе, включавшая в себя задания из самых разных областей современных филологии и литературоведения, выполнение которых позволило продемонстрировать глубокие знания.
Пожалуй, самым зрелищным был конкурс выразительного литературного чтения, который вызвал неподдельные эмоции. Ведь каждый из участников пытался через художественное слово выразить свои чувства и переживания, донести до слушателей свои взгляды на мир. Искренность выступлений создала в зале особую атмосферу доверия, и казалось, что ребята раскрывают свою душу, приглашая нас заглянуть в их внутренний мир.
Конкурс риторического мастерства показал, что белорусские и российские школьники не только многое знают об известных поэтах и писателях, но и умеют заинтересовать аудиторию, увлечь слушателей тем, что им самим интересно.
Эмоциональный отклик среди участников олимпиады вызвал конкурс знатоков, проводил который Леонид Климович, руководитель клуба интеллектуальных игр «Белая Рысь», первый президент Белорусской лиги интеллектуальных команд, двукратный чемпион Беларуси «Что? Где? Когда?» и «Брейн-ринга”.
Очевидно, что каждый участник пытался максимально реализовать свои творческие способности. Поэтому профессиональному жюри, в состав которого вошли известные лингвисты и литературоведы из Беларуси и России, нелегко было определить победителей.  Председателем жюри была Л. А. Мурина, главный научный сотрудник лаборатории гуманитарного образования Национального института образования Беларуси, доктор педагогических наук, профессор, сопредседателем – профессор Смоленского государственного университета, доктор педагогических наук Г. С. Меркин.
Встреча с такими профессионалами запомнилась участникам как одна из самых ярких страниц олимпиады. Тем более, из рук членов жюри лучшие русисты получили дипломы. И очень приятно, что многолетний кропотливый труд, причем не только мой, но и моего любимого учителя, Натальи Вячеславовны Шут, ставшей мне за время нашей совместной работы «второй мамой», был вознагражден Дипломом I степени.
За время олимпиады мы, ребята из двух братских государств, по-настоящему подружились, а вместе с приятными воспоминаниями увезли из Гомеля адреса и номера телефонов своих новых знакомых. Вспоминаются слова из финальной песни олимпийцев, которую все дружно пели на церемонии торжественного закрытия на одном языке, сроднившем два народа – русских и белорусов:
Нас связывают корни поколений,
Традиции, славянский род,
История стремлений и свершений;
Нам вместе двигаться вперед.

Олимпиада закончилась, но мы навсегда сохраним воспоминания о ней, о гостеприимном городе Гомеле и его жителях. Надеюсь, что знакомство перерастет в крепкую дружбу. Ведь уже через год школьники двух стран снова соберутся вместе, уже в России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.