ВЛАСТЬ СЛУЖИТ НАШИМ ЛЮДЯМ

Об основных требованиях и нововведениях в Закон “Об обращениях граждан и юридических лиц”

22 января 2012 года в силу вступили Закон      Республики Беларусь от 18 июля 2011 года “Об обращениях граждан и юридических лиц” и постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 1786 “Об утверждении Положения о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц в государственных органах, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей.”

Таким образом, порядок работы с обращениями граждан претерпел некоторые изменения.

Об этих изменениях по просьбе журналиста рассказывает Н. Ю. САМАТЫЯ, заведующий сектором по работе с обращениями граждан и юридических лиц райисполкома:

— Законом определена обязанность руководителя организации проводить личный прием граждан не реже одного раза в месяц. Информация о проведении приема должна быть размещена в общедоступных местах. График личного приема устанавливается руководителем, а во время его отсутствия в день приема, прием ведет лицо, его замещающее.

Одной из новаций стало предоставление права по решению руководителя госоргана, организации применять при проведении личного приема использование технических средств (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемка). Однако, гражданин должен быть уведомлен об этом до начала приема. Кстати, это позволит защитить права граждан и интересы государственных органов одновременно.

— Наталья Юрьевна, пожалуйста, расскажите о порядке рассмотрения письменных обращений?

— Хочу напомнить, что принимаются и регистрируются все обращения. Отказы в приеме обращений не допускаются, что обусловлено требованием ст. 13 Закона. Регистрация осуществляется согласно Положению, утвержденному постановлением Совета Министров № 1786, которое вступило в силу 22 января 2012 года. Обратите внимание, что новая регистрационно-контрольная форма отличается от старой, есть новые графы.

Обращение может быть оставлено без рассмотрения по существу, если на это есть законные основания. Письменные обращения могут быть оставлены без рассмотрения, если обращения не соответствуют установленным требованиям (не подписаны, нет фамилии, имени, отчества, текст не поддается прочтению, не представлены документы, подтверждающие правомочия представителей и др.)

Обращения подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах либо в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения таких обращений.

Могут быть оставлены без рассмотрения те обращения, которые содержат вопросы, решение которых не относится к компетенции организации, в которую они поступили, в том числе, если замечания и (или) предложения, внесенные в книгу замечаний и предложений, не относятся к деятельности этой организации, индивидуального предпринимателя, не касаются качества производимых (реализуемых) ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, а также, если пропущен без уважительной причины срок подачи жалобы (три года с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав); если заявителем подано повторное обращение, в том числе внесенное в книгу замечаний и предложений, если оно уже было рассмотрено по существу и в нем не содержатся новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения обращения по существу; если с заявителем прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам.

Устное обращение может быть оставлено без рассмотрения, если:

не предъявлены документы, удостоверяющие личность заявителей, их представителей, а также документы, подтверждающие полномочия представителей заявителей;

обращения содержат вопросы, решение которых не относится к компетенции организации, в которой проводится личный прием;

заявителю в ходе личного приема уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы либо переписка с этим заявителем по таким вопросам была прекращена;

заявитель в ходе личного приема допускает употребление нецензурных либо оскорбительных слов или выражений.

Решение об оставлении письменного обращения без рассмотрения по существу принимает руководитель. В течение 5 дней письменно уведомляем заявителя. Решение об оставлении устного обращения, изложенного в ходе личного приема, без рассмотрения по существу объявляется заявителю в ходе этого приема должностным лицом, проводящим личный прием, с указанием причин принятия такого решения.

— Как известно, Законом обозначены требования, которым должны соответствовать письменные ответы, направляемые заявителям. Назовите их.

— Ответ должен быть изложен на языке обращения, и быть обоснованным и мотивированным (при необходимости — ссылки на законодательство).

В ответах на жалобы должны быть оценка и анализ действий организации, которые обжалуются, а также информация о принятых мерах, в случае, если жалоба обоснована.

Ответ должен содержать порядок обжалования в случае, если в нем содержится решение о полном или частичном отказе в удовлетворении обращения. Раньше порядок обжалования указывался во всех ответах: и в положительных, и в отрицательных.

— Одним из нововведений Закона от 18 июля 2011 года является возможность не направлять письменные ответы заявителям. А в каких случаях?

— В случаях, если для решения вопросов, поднимаемых в обращении, выполнены работы, оказаны услуги — результат рассмотрения в этом случае оформляется посредством совершения заявителем соответствующих записей на обращении или в книге замечаний и предложений, а также, если в обращении отсутствуют рекомендации, требования, ходатайства, сообщения о нарушении законодательства, недостатках в работе организаций, либо при наличии в нем только благодарности. Тогда обращения принимаются к сведению и ответы на них не направляются.

— Какие существуют сроки рассмотрения обращений?

— Не позднее 15 дней, а если требуют дополнительного изучения и проверки — не позднее одного месяца.

— Наталья Юрьевна, а каков порядок рассмотрения таких видов обращений, как повторные, коллективные, анонимные?

— Существуют повторные обращения. Это обращения, поступившие в одну и ту же организацию, к одному и тому же ИП от одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу два и более раз. Повторные обращения могут быть, как я уже говорила, оставлены без рассмотрения по существу (в этом случае заявитель письменно информируется, что повторное обращение необоснованно и переписка с ним прекращается). А если переписка уже прекращена, то заявителя не уведомляем.

Есть коллективные обращения — это обращения двух и более заявителей по одному и тому же вопросу.

Надо знать, что коллективные обращения (30 и более заявителей) подлежат рассмотрению с выездом на место, если из обращения не вытекает иное.

Анонимные обращения не рассматриваются, если не содержат сведений о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.

Есть еще замечания и предложения, внесенные в книгу замечаний и предложений.

Нельзя забывать, что книга замечаний и предложений хранится на видном месте, выдается по первому требованию, без предоставления паспорта, других документов и данных.

— В соответствии с Законом в обязательном порядке рассматриваются электронные обращения граждан. Какие правила здесь действуют?

— Помимо письменной и устной формы подачи обращения Законом вводится понятие электронного обращения. Электронное обращение должно содержать те же реквизиты, что и письменное, за исключением требования о наличии личной подписи. А вместо нее в обязательном порядке должен быть указан адрес электронной почты заявителя.

Электронные обращения должны рассматриваться в том же порядке и в те же сроки — 15 дней либо один месяц, если требуются дополнительное изучение вопроса и проверка, что и письменные. Но данная обязанность установлена законом лишь для государственных органов и иных государственных организаций. В свою очередь, электронные оборащения, поступившие в иные организации, подлежат рассмотрению по решению руководителя организации и в определяемом им порядке.

Регистрироваться такие обращения должны в день поступления либо не позднее первого рабочего дня, если письмо отправлено в выходной день.

Электронные обращения должны соответствовать тем же требованиям, что и письменные. Ответы отправляются как по электронной почте, так и письменно в конверте в случаях, когда заявитель просит направить ему такой ответ либо отсутствует электронный адрес или когда решение о направлении письменного ответа принято руководителем.

Кстати, направляться в госорганы электронные обращения могут на адрес электронной почты или размещаться в специальной рубрике на официальных сайтах организаций в сети Интернет.

— Благодарю Вас, Наталья Юрьевна, за содержательную беседу.

Если у читателей газеты появятся вопросы в связи с вступлением в силу Закона “Об обращениях граждан и юридических лиц”, присылайте их в редакцию, а мы пригласим ответить на них компетентных специалистов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.