Потребители — за честные финансовые услуги

В текущем году День потребителя в нашей стране проводится под девизом: «Наши деньги, наши права: кампании за правильный выбор на рынке финансовых услуг». Тема взаимоотношения банков с потребителями на сегодняшний день не является новой, и на протяжении последних лет она стоит достаточно остро. Для этого есть объективные причины. Наряду с традиционными кредитными и депозитными услугами банков быстро развиваются страховые и платежные услуги, специальные виды кредитов и депозитов, коллективные банковские и инвестиционные услуги, потребительское кредитование и страхование. Это требует более высокого уровня подготовки потребителей в вопросах финансовых услуг. Безусловно, граждане становятся более информированными. Однако, как показывает практика, многие нарушения базируются на элементарной правовой и финансовой неграмотности наших граждан, что используют в своих интересах  банковские организации.
Одним из распространенных примеров использования банками недостаточной грамотности населения является предоставление в рекламе информации о неполной процентной ставке. Банки пользуются тем, что граждане не различают понятия «процент за пользование кредитом» и «плата за пользование кредитом». В результате в рекламе указывается исключительно информация о процентах за пользование кредитом (без указания комиссионных платежей банку). Недобросовестная реклама срабатывает. Потребитель «ведется» на такую рекламу, обращается в банк, тратит время, в результате узнает, что на самом деле полная процентная ставка по кредиту будет в несколько раз больше объявленной.
Правительством и Национальным банком приняты документы, обязывающие банки указывать в рекламе полную информацию о плате по кредиту, однако имеет место нарушение законодательства недобросовестными участниками рынка финансовых услуг.
На взгляд специалистов, работающих в сфере защиты прав потребителей, узаконенным ущемлением прав потребителей является предусмотренное Банковским кодексом право банков менять в одностороннем порядке размер ставки по банковскому вкладу.
В настоящее время отсутствуют специальные законодательные акты, регулирующие сферу потребительского кредитования. В этой связи вопросы защиты прав потребителей при кредитовании банками физических лиц в целом недостаточно регламентированы, что приводит к снижению гарантий прав кредитополучателей при использовании потребительского кредита.
В целом в сфере потребительского кредитования граждане чаще всего сталкиваются со следующими проблемами:

  • возможность внесения изменений в кредитный договор банком в одностороннем порядке;
  • недостаточная регламентация объема и порядка предоставления информации при заключении договора и в течение срока его действия;
  • невозможность досрочного погашения гражданами кредитов без согласия банков;
  • обязанность выплачивать проценты и плату за время, в течение которого кредит не использовался;
  • заключение различных обязательных договоров страхования жизни и т. д. как условие выдачи кредита.

Учитывая важность стоящих задач, органами защиты прав потребителей Республики Беларусь проводится и запланировано продолжение работы по реализации превентивных мер, направленных на предупреждение и минимизацию нарушений прав потребителей.
Основным предметом обращений граждан по страховым услугам является несогласие граждан с размером страховой платы либо с отказом страховой организации в выплате страхового возмещения. Споры возникают, в основном, из-за недостаточного ознакомления страхователей с условиями Правил добровольного страхования, в соответствии с которыми были заключены договора. Правительством Республики Беларусь поручено Белорусской ассоциации страховщиков совместно со страховыми организациями на постоянной основе организовать работу со средствами массовой информации в целях разъяснения потребителям страховых услуг их прав, обязанностей, основных задач и целей страхования. В целях повышения информированности и грамотности населения по вопросам страховых услуг, страховыми организациями на своих сайтах создаются рубрики «вопрос-ответ», где потребители могут задать интересующие вопросы либо высказать свои претензии. Белорусской ассоциацией страховщиков разработаны и 7 апреля 2010 г. приняты Правила профессиональной этики на страховом рынке.
Вместе с тем, финансовые услуги — это не только услуги банков и страховых организаций. Это еще и деятельность, связанная с привлечением и использованием денежных средств. Актуальными вопросами являются документальное оформление приобретения товара (выдача чеков и иных документов, подтверждающих факт покупки), а также порядок расчета с потребителями при возврате товаров как качественных, так и некачественных, товаров, приобретенных в кредит и т. д. Внесены изменения в законодательство, согласно которым:

  • торговые организации имеют право возвращать деньги потребителю за качественный и некачественный товар без чека, если потребителем предоставлено иное доказательство приобретения товара у данного продавца;
  • при возврате потребителем одного товара по чеку, выданному на несколько товарных позиций, продавец должен вернуть потребителю либо оригинал чека с вычеркнутой позицией, либо копию чека;
  • потребитель вправе вернуть товар и получить от продавца деньги, принятые с использованием кассового оборудования, без документа, удостоверяющего личность.

Министерством торговли разработана памятка потребителям по вопросу порядка выдачи документов об оплате товаров. Суть данного документа в следующем: если потребитель потребовал выдать документ об оплате, то продавец в любом случае обязан выдать такой документ, независимо от того, где совершается договор купли-продажи – в магазине, на рынке, в киоске, пункте приема заказов  и т. д. К документам, подтверждающим факт покупки товара, относятся кассовый чек, талон формы № 20-ФС,  квитанция формы № КВ-1.
Отношения между потребителями и субъектами хозяйствования должны строиться на цивилизованных подходах, определенном доверии и понимании того, что все-таки сегодня потребитель остается менее защищенной стороной, и это необходимо учитывать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.