Изучаем, исследуем, покоряем

Переход в век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала общества. Поэтому одной из приоритетных социальных задач современного образования является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие способных, талантливых детей, раскрытие их потенциальных возможностей.

Реализации интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка наряду с уроками содействуют занятия в разнообразных факультативах, кружках, участие в самых разных олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных марафонах и, разумеется, исследовательская деятельность учащихся. Именно исследовательская деятельность подталкивает ребят к поиску нового, неизвестного, содействует развитию способностей, самостоятельности, инициативности. По моему мнению, участие в исследованиях можно считать одним из важнейших факторов развития и становления личности учащихся, их профессионального самоопределения.
В гимназии седьмой год работает НОУ «Юный исследователь». Работа в нем позволяет талантливым учащимся пробовать свои силы в научно-исследовательской деятельности, раскрыть свои способности и раньше найти себя, развивать незаурядные личностные качества, готовность к постоянному самосовершенствованию. И это неудивительно. Ведь каждое исследование — сложный и трудоемкий процесс, состоящий из нескольких одинаково важных этапов. Во-первых, ребята вместе с руководителем тщательно подходят к выбору темы исследования, ведь она должна отличаться оригинальностью, новизной, носить проблемный характер. Во-вторых, сама работа предполагает осведомленность о современном состоянии области исследования, наличие собственных данных, их глубокого анализа, обобщений, выводов, грамотное оформление, соответствующее всем параметрам. И в-третьих, большое внимание надо уделить презентации результатов своего исследования, аргументированному отстаиванию своей позиции.

В этом учебном году наши исследователи представили на гимназической конференции 12 своих работ в различных секциях. Кроме того, ребята участвовали в работе IV открытой районной научно-практической конференции школьников «Поиск. Творчество. Познание» (г. Мосты), XII открытой районной научно-практической конференции школьников «Ступени к науке» (г. Слоним), районной научно-практической конференции учащихся (г. Новогрудок). Результат — два Диплома І степени, пять Дипломов ІІ степени, один Диплом ІІІ степени.
Достойно выглядели наши исследователи и на областном уровне. На областной научно-практической конференции «Хрустальная Альфа» Дипломом ІІІ степени была отмечена работа по русской литературе (ученик 9 «Б» Сергей Меленяко, руководитель Ю. М. Аболик) и Дипломом ІІ степени — работа по географии (ученица 10 класса Светлана Сурко и ученица 9 «А» класса Анастасия Урупина, руководитель О. И. Малиновская).
Впервые команда гимназистов (Шулицкий Дмитрий (8 “А” класс), Муха Игорь (9 “Б” класс), Лойко Никита (10 класс), Кречковский Никита (11 “Б” класс), руководитель команды Е. В. Михей) приняла участие в областном Турнире юных математиков, где удачно выступила и была награждена Дипломом ІІІ степени.

Ученица выпускного 11 «А» класса гимназии Анастасия Ковжуть  приняла участие в конкурсе проектов на тему «Психолого-педагогическая поддержка ребенка в XXI веке», организованном ГрГУ. Ее работа «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОПФР» в заочном этапе была отмечена Дипломом ІІІ степени, на очном этапе она выступала с докладом на научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов педагогического факультета и получила Диплом ІІ степени, единственная из школьников.
Особенно приятно отметить, что ряды членов НОУ в этом году пополнились учениками начальной школы, ведь тяга к исследованию у детей проявляется все в более юном возрасте. Свое первое исследование четвероклассницы Вероника Шумчик и Мария Вырко уже представили на нескольких конференциях: гимназической конференции, открытых научно-практических конференциях в г. Мосты и г. Новогрудок. И всюду их ждал успех —  Дипломы І степени на всех конференциях!
О секретах этого успеха, о первых шагах маленьких исследователей расскажет их руководитель М. Н. Хиневич:
— В этом учебном году мои ученики впервые попробовали себя в роли исследователей. Тему своей первой исследовательской работы ребята выбрали неожиданно. В ходе интеллектуальной игры «Поле чудес» их заинтересовало неизвестное слово «гобелен», и они решили узнать, что же это такое. А потом захотелось собрать как можно больше информации об изделиях, когда-то производившихся в Кореличах.
Здесь мы столкнулись с первыми трудностями: практически отсутствует литература по данной теме. Материал пришлось собирать буквально по крупицам. Мы обращались за помощью в центральную районную библиотеку, краеведческий музей, Несвижский замок, замково-парковый комплекс «Мир», Исторический музей г. Львова (Украина), Национальный музей в Кракове (Польша), Белорусский государственный университет. Сбор материала превратился в увлекательную работу, ребята все больше погружались в исследование. Сведения, добытые с таким трудом, приносили удовлетворение, азарт, желание продолжать начатую работу. А сколько радости и восторга испытали дети, когда были получены ответы из Львова и Кракова!

Хочется выразить слова признательности и благодарности людям, которые оказали нам огромную помощь: младшему научному сотруднику замково-паркового комплекса «Мир» Колосовской Ольге Владимировне, бывшей выпускнице нашей гимназии Плескач Ольге, которая сейчас живет и работает в Польше, профессору Белорусского государственного университета Баженовой Ольге Дмитриевне.
В ходе данного исследования ребята узнали много интересного не только о кореличских гобеленах, но и о людях, которые их создавали. Это вызывает чувство гордости за край, в котором ты живешь. И представляя свою работу на научно-практических конференциях в других районах, ребята таким образом через просветительскую работу прославляют свою малую родину.
Для работы с талантливыми детьми требуется особая профессионально-личностная квалификация педагогов. Педагоги гимназии способны создавать ту атмосферу, которая может вдохновлять ученика, развивать его способности, поощрять интересы, развивать творческое начало, стимулировать критичность мысли, содействовать его успеху. Именно в такой атмосфере может вырасти талант!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.