Мирскому художественному профессионально-техническому колледжу исполнилось 25 лет

В феврале этого года свой 25-летний юбилей     отмечает учреждение образования «Мирский  государственный художественный профессионально-технический колледж». Директор колледжа   Н. Л. КАДЛУБАЙ рассказала об истории      создания учебного заведения, его достижениях и планах на будущее.
— Наталья Леонидовна, вот уже четверть века работает учебное учреждение. Расскажите об истории его создания.
— Мирское среднее профессионально-техническое училище  № 234 основано во 2-ом квартале 1988 года как единственное учебное заведение в республике, готовящее специалистов по реставрации. Первый его директор — Вахтомов Геннадий Викторович. Под его руководством были собраны лучшие специалисты: реставраторы, мастера производственного обучения, преподаватели специальных и общеобразовательных предметов.
С 1 сентября 1989 года учреждению присвоен статус Мирского профессионально-технического училища № 234 строительно-реставрационных работ.
Учебное заведение, кроме специальности «Реставрационно-восстановительные работы», готовило специалистов по специальностям «Столярные, паркетные и стекольные работы» и «Декоративно-прикладное искусство».
В 2000-м году училище возглавил Кадлубай Владимир Альбинович, а 26 июня 2001 года училище было переименовано в УО «Мирское государственное художественное ПТУ № 234 строительно-реставрационных работ».
Училище готовило учащихся по квалификациям: столяр; резчик по дереву и бересте; изготовитель художественных элементов мебели; художник росписи по дереву; инкрустатор соломкой; гончар; изготовитель художественных изделий из керамики; реставратор памятников деревянного зодчества; реставратор декоративно-художественных покрасок; реставратор декоративных штукатурок и лепных изделий; реставратор памятников каменного зодчества. Была создана прочная база для подготовки специалистов строительства, художественного и реставрационно-восстановительного профиля.
В условиях быстрого развития экономики государства и в связи с изменениями на рынке труда возникла необходимость коренных преобразований системы подготовки рабочих кадров на новую, более высокую ступень. Стало очевидным, что профессионально-техническое училище должно выпускать специалистов, обладающих высоким уровнем профессионализма и компетентности.
Более гибкая образовательная система, способная усилить личностную и развивающую направленность обучения, созданная внутри учебного заведения, дала такую возможность. Училище обеспечивало качественную подготовку специалистов среднего звена, адаптированных к условиям рынка и технологическим изменениям в производстве, способных включиться в производственную и экономическую жизнь нашего государства, материально себя обеспечить, а наиболее способным — продолжать учебу в вузах.
Таким образом, “Мирское ГХПТУ № 234 строительно-реставрационных работ” заслужило право и  с 22 июля 2008 г. переименовано в УО «Мирский государственный художественный профессионально-технический колледж».
На основе профессионально-технического образования с получением среднего специального образования колледж готовит квалифицированных техников-технологов со специализацией «Технология и дизайн мебели».
— Что собой представляет колледж на современном этапе?
— На данный момент колледж является базовым учреждением Гродненского региона по специальностям направлений «Декоративно-прикладное искусство» и «Реставрационно-восстановительные работы».
Ежегодно к нам поступает 175 учащихся. Колледж располагает 19 кабинетами теоретического обучения, 13 мастерскими. Есть механический цех и механический участок. К услугам учащихся: библиотека с читальным залом и книжным фондом в 15000 книг, спортивный и тренажерный залы, столовая на 120 посадочных мест, актовый зал на 250 мест, работают кружки, секции, общежитие на 486 мест и две комнаты самоподготовки.
Всего в колледже (на 1 сентября 2012 года) обучается 383 учащихся, из них 206 — на уровне среднего специального образования (в том числе: 144 — на дневной форме получения образования, 62 — на заочной, что составляет 53,7 % от общего контингента). Из общего числа учащихся, обучающихся на уровне среднего специального образования, 44 — обучается по специальности «Технология деревообрабатывающих производств» и 162 по специальности «Промышленное и гражданское строительство” (по направлениям).
3а последние годы существенно обновлена материально-техническая база. Приобретено учебного оборудования на сумму 135,5 млн руб. В 2012 году на текущий ремонт затрачено 1344,1 млн рублей, из них 1250 млн руб. бюджетных средств. Заменены оконные и дверные блоки в учебно-производственных мастерских (577,4 млн рублей). Хозспособом выполнено работ на сумму 672,575 млн рублей. Внебюджетных средств на работы, выполненные хозспособом, использовано 44,1 млн рублей, а также 50 млн руб. спонсорской помощи. Проведены ремонтные работы в учебно-производственных мастерских, включая санузлы и коридоры. В общежитии отремонтированы библиотека, диcкoзaл, комнаты воспитателей, для гимнастических упражнений, гостиничного типа. В учебном корпусе отремонтированы 4 кабинета, учительская, спортивный и актовый залы, столовая. Ежегодно проводится косметический ремонт.
Проведена паспортизация кабинетов и мастерских. Санитарно-гигиенические нормы учебных и жилых помещений соответствуют современным требованиям.
Обновляется учебная мебель в кабинетах. На эти цели за два года затрачено 225,28 млн рублей. Для повышения уровня организации учебно-воспитательного процесса рабочие места административных работников укомплектованы компьютерной техникой.
В колледже есть компьютерный класс. Активно используются ноутбуки, мультимедийное оборудование, интерактивная доска. Компьютеры обеспечивают функционирование учебной части, социальной и методической служб, бухгалтерии.
— Наталья Леонидовна, в последнее время наша страна переживает строительный бум: возрастают объемы выполняемых работ и масштабы возводимых объектов. Регулярно обновляются номенклатура и состав строительных материалов и технологий. Президентом страны А. Г. Лукашенко поставлена непростая задача: решить жилищную проблему при снижении цен на строительство жилья и повышении качества строительных работ.
— За 24 года работы учебное заведение дало республике около 4000 квалифицированных рабочих по разным специальностям. Структура подготовки рабочих и специалистов базируется на основе взаимодействия колледжа с социальными партнерами, что позволяет обеспечивать соответствие качества подготовки выпускников требованиям организаций-заказчиков кадров и оперативно реагировать на потребности рынка труда. Выпускники колледжа по специальности «Технология деревообрабатывающих производств» работают на ведущих предприятиях Гродненской, Минской, Брестской областей: СОО «Зов-Лен Евромебель» г. Гродно; СП «Диприз» Барановичского района; ООО «Корсак ВВ» г. Несвиж; ЧПТУП «Лестехизделие» г. Червень; ООО «Виден Хоус Бел» г. Слуцк; УПП «Явид» и ОДО «ПрофиМар» г. Барановичи; ЗАО «Пинскдрев» ОАО «Лидастройматериалы» и другие. Базовыми организациями колледжа являются ОАО «Белреставрация» г. Минск; ДП«Кореличская МПМК-152»; ОАО «Белхудожкерамика» г. п. Радошковичи. На базе этих и других предприятий проводится практика учащихся, осваивающих содержание программ профессионально-технического образования, а также технологическая и преддипломная практики учащихся уровня среднего специального образования. Мастера производственного обучения и преподаватели проходят стажировку на этих предприятиях, а специалисты производства принимают участие в работе государственных квалификационных комиссий.
Ежегодно в колледже проводится анкетирование 7-8-ми организаций-заказчиков кадров для изучения степени их удовлетворенности выпускниками колледжа. Все респонденты отмечают хороший уровень подготовки и заинтересованы в дальнейшем сотрудничестве по подготовке кадров.
Уровень подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов позволяет выпускникам продолжить обучение в учреждениях высшего образования на принципах преемственности среднего специального и высшего образования. В настоящее время заключен договор с учреждением образования ГУ “БНТУ” для обеспечения непрерывного образования по согласующимся учебным планам и программам на сокращенный срок обучения no специальности «Технология деревообрабатывающих производств». Подготовлены документы для заключения договора по специальности «Промышленное и гражданское строительство» (по направлениям).
— Высокий уровень подготовки специалистов неоднократно подтверждался победами в областных и республиканских конкурсах профессионального мастерства.
— Да. Ежегодно. В 2011-2012 учебных годах коллектив занял 1-ое место в областном и республиканском смотре-конкурсе декоративно-прикладного творчества учащихся и работников учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования; второе место в рамках областного круглогодичного смотра-конкурса по комплексному благоустройству и озеленению территорий учреждений образования «Цвети, мой край!» в номинации «Каменистый сад»; второе место в республиканской акции «Олимпизм и молодежь» (конкурс рисунков); первое место за лучшую постановку работы по развитию декоративно-прикладного творчества» (по итогам областного смотра технического и декоративно-прикладного творчества); первое место по итогам конкурса проектов по развитию народных промыслов и ремесел «Вяртанне да спадчыны».
Стали победителями VІІ областного конкурса «Беларускі вянок» в конкурсе «И мастерство, и вдохновение» в номинаци «Керамика» Екатерина Новик (1 место), в номинации «Вторая жизнь дерева» Павел Мухин (1 место), в номинации «Роспись по ткани» Александра Трусова (1 место), в номинации «Роспись по ткани» Диана Хлапова (2-е место), в номинации «Керамика» Ирина Рубин (2-е место), в номинации «Вторая жизнь дерева» Валерий Ревковский (2-е место), в номинации «Керамика» Андрей Чурило 3-е место), в номинации «Вторая жизнь дерева» Валерий Лукашевич (3-е место).
На VІІ республиканском конкурсе «Беларускі вянок» принесли в копилку колледжа еще немало побед: Диплом 1 степени — П. С. Грудько в конкурсе «Вторая жизнь дерева», номинация «Резчик по дереву»; Диплом 1 степени —  П. А. Мухин в конкурсе «Вторая жизнь дерева», номинация «Резчик по дереву»; Диплом 1 степени А. П. Трусова в конкурсе «Мир увлечений», номинация «Роспись по ткани»; Диплом 1 степени Е. П. Новик в конкурсе «Мир увлечений», номинация «Керамика»; Диплом 2 степени Д. К. Хлапова в конкурсе «Мир увлечений», номинация «Роспись по ткани»; Диплом 2 степени И. В. Рубин в конкурсе «Мир увлечений», номинация «Керамика».
— А кто учит мастерству ваших подопечных?
— На мой взгляд, мы имеем большой опыт подготовки учащихся, потому что в колледже есть специалисты, которые любят и знают свое ремесло, полны сил и желания передать его молодым. Например, преподаватель рисунка и живописи Т. И. Кожух. Она развивает познавательный интерес к своим предметам через повышение внутренней мотивации учащихся. Успешно ведет кружок рисунка. Использует на своих уроках современные достижения науки.
Мастера производственного обучения О. И. Крень и Н. Н. Кононок — опытные специалисты в области строительных и реставрационно-восстановительных работ. Наталья Николаевна и Ольга Ивановна обладают оригинальным мышлением, творческими способностями. Их формы, методы, приемы учебы могут успешно применяться всеми педагогами по всем предметам.
Самым опытным специалистом столярного дела является мастер производственного обучения П. А. Кучко, изделия которого разошлись по всем уголкам не только Беларуси, но и других стран. Его ученики благодарны своему учителю и многие давно уже стали ведущими специалистами в деле изготовления мебели, окон, дверей. Рядом с П. А. Кучко трудится молодой, но не менее опытный специалист А. А. Якубовский. Мастера не только высококлассные столяры. Они виртуозно владеют технологией резьбы по дереву, их изделия занимают первые места на республиканских и областных выставках  декоративно-прикладного искусства.
Успешно работают в колледже и педагоги-гуманитарии — Л. В. Лесько и Н. Г. Буховец. Это преподаватели русского языка и литературы и белорусского языка и литературы. Они проводят нестандартные уроки, создают творческую атмосферу, психологический комфорт. Учащиеся проникаются желанием изучать свой предмет, читать нужную литературу, которая влияет на становление их личности.
Приятно то, что за последние годы к нам пришло много молодых специалистов. Образовательный процесс осуществляют 19 преподавателей, из них 52,6 % имеют высшую категорию, 21 % — первую; 15 мастеров производственного обучения, из них 53 % имеют первую и 26,6 % — вторую категории. Средний возраст педагогов — 40 лет.
Преподаватели колледжа не только заботятся о качестве знаний учащихся, но и стремятся развивать познавательный интерес к профессиям. Наряду с использованием традиционных технологий, они апробируют и широко внедряют в педагогический процесс разнообразные инновационные личностно-ориентированные технологии: коллективные способы обучения, педагогические мастерские, модульные, проектные и др. Применение информационных технологий, мультимедийное сопровождение урока, тестовые программы обеспечивают качество обучения.
Большую роль играет быт. При колледже имеется благоустроенное общежитие, в котором работают опытные воспитатели Л. В. Сачук, Т. Г. Винник и  В. Н. Якубовская. Они помогают учащимся вступить в самостоятельную жизнь, учат личной ответственности за действия и поступки, справляться с трудными жизненными ситуациями.
Педагоги колледжа считают, что задача учителя — быть рядом, но не назидать, не принуждать, а стимулировать. Это по силам лишь грамотному специалисту, умеющему нестандартно мыслить, готовому идти в ногу со временем. Нет сомнений, что наши педагоги таковыми и являются.
— Наталья Леонидовна, в юбилей принято говорить о планах на будущее.
— Колледж являлся экспериментальной площадкой УО «Республиканский институт профессионального образования» по проекту «Апробация моделей подготовки кадров на основе интеграции единичных квалификаций в учебную специальность «Реставрационно-восстановительные работы». Разработана учебно-производственная деятельность нового поколения по квалификациям «Реставратор декоративно-художественных покрасок», «Реставратор декоративных штукатурок и лепных изделий», «Реставратор памятников деревянного зодчества», «Реставратор памятников каменного зодчества», «Реставратор произведений из дерева». Поэтому хотелось бы, чтобы изменился вид учреждения образования и «Мирский государственный профессионально-технический колледж»  стал учреждением образования «Мирский государственный художественный колледж» .
— На ваш взгляд, что принесут такие изменения?
— Эти изменения позволят обеспечить реализацию образовательных программ среднего специального образования, позволяющих получение квалификаций специалиста со средним специальным образованием на основе общего базового и общего среднего образования (в дневной и заочной форме получения образования); расширить спектр присваиваемых специализаций (профессионально-технические колледжи имеют возможность, в отличие от средних специальных учебных заведений, присваивать квалификацию с одной специализацией); повысить привлекательность учебного заведения по экспорту образовательных услуг; увеличить прием учащихся на заочную форму обучения на платной основе, так как на сегодняшний день абитуриенты, не имеющие профессионально-технического образования, не могут участвовать в конкурсном отборе. Этот факт препятствует увеличению контингента на заочном отделении, и, следовательно, снижает объемы внебюджетной деятельности по платным образовательным услугам; начать реализацию образовательных программ дополнительного образования взрослых (переподготовка руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование). Это не только перспективное развитие деятельности, но и возможность сохранения контингента обучающихся в условиях демографического кризиса; сократить срок получения среднего специального образования (в настоящее время в колледже срок получения среднего специального образования составляет 5 лет на основе базового и 4 года — на основе среднего образования, в то время как в среднем специальном учебном заведении срок обучения составляет 4 и 2 года) и уменьшить финансовые затраты на подготовку одного специалиста; повысить маневренность и конкурентноспособность учебного заведения на рынке образовательных услуг.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.