Первый в Беларуси медиакластер уже более полугода действует на Гродненщине

gazety-garodniПервый в Беларуси медиакластер действует с марта этого года на Гродненщине. Он объединил редакцию газеты «Гродзенская праўда», областное отделение Белорусского союза журналистов, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы и главное управление идеологической работы, культуры и по делам молодежи облисполкома.
На рынке медиа
Главная цель, которая стоит перед кластером, – формирование конкурентоспособного информационного пространства Гродненщины. А это – своевременная и интересная подача материала, дизайн газет, сайтов, язык статей, жанровое разнообразие, изучение читательской аудитории, способы привлечения читателей, рекламодателей и многое другое. Для этого объединились непосредственно СМИ и университет, который по праву является главной кузницей кадров для региональных медиа.
Стоит сказать, что редакции и университет сотрудничают постоянно, однако инновационный проект придал этим отношениям новый импульс, еще теснее сплотил образование, науку и практику. Перед ними стоит целый спектр задач, решение которых поможет вывести на совершенно новый уровень журналистику области. В их числе, к примеру, разработка и внедрение в работу СМИ информационно-коммуникативных инноваций, обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников организаций кластера. Также предусмотрено выполнение научно-исследовательских работ, направленных на решение актуальных и перспективных проблем, стоящих перед региональными СМИ.
«Задачник» от редакций
С момента создания кластера работа, как говорится, закипела. Впервые в опыте белорусской журналистики был сформирован так называемый «Задачник от редакций». В него вошли почти четыре десятка задач, которые посчитали актуальными для себя СМИ региона. Касаются они тематического и жанрового разнообразия газет, исследования аудитории, языка и стиля изданий, дизайна. К примеру, одна из редакций задалась вопросом, как увеличить долю молодых читателей и развить обратную связь. Многие издания, внешний вид которых оставался практически неизменным на протяжении многих лет, готовы меняться и открыты для современных дизайнерских решений, которые могли бы подсказать студенты и преподаватели кафедры журналистики ГрГУ имени Янки Купалы. Причем не только для печатной версии газеты, но и сайта издания. Насущным оказался вопрос разработки маркетинговой стратегии, проведения подписных кампаний.
На основе этих задач были сформированы творческие коллективы из преподавателей кафедры журналистики, сотрудников редакций и студентов. Промежуточные итоги их работы будут подведены до конца этого года, а окончательные – в июне будущего. Однако уже сейчас можно говорить о том, что за полгода результаты более чем двух десятков исследований внедрены в практику.
Мониторинг ведется совместно с главным управлением идеологической работы, культуры и по делам молодежи. По результатам исследований готовятся текущие справки, анализируются, рассылаются по редакциям, обсуждаются на семинарах и круглых столах. К примеру, уже прошли семинары, посвященные модернизации сайтов газет, типичным языковым и речевым ошибкам, фотожурналистике и дизайну.
Отдельным блоком одной из таких встреч стал актуальный вопрос информационного обмена районных и областных газет, исполкомов, пресс-служб области. Работа в этом направлении позволяет оперативно и всесторонне освещать важные события жизни региона и деятельность органов государственной власти.
Погружение в профессию
Большая работа в рамках кластера проводится по подготовке будущих журналистов. В частности, более широко привлекаются в качестве преподавателей опытные сотрудники редакций. В нынешнем учебном году занятия у студентов ведут 14 лучших журналистов области, в том числе собкоры республиканских СМИ. Также они участвуют в разработке учебного плана и учебных программ, принимают экзамены в составе государственной экзаменационной комиссии.
Одним из достижений кластера можно считать открытие в редакции газеты «Гродзенская праўда» филиала кафедры журналистики. Проводимые здесь занятия – яркий пример практико-ориентированного обучения. Студенты могут «изнутри» увидеть жизнь редакции и работу журналистов: они получают задания, посещают мероприятия, берут интервью, готовят публикации для газеты – выполняют основную работу журналиста. По сути, то, что раньше было заданием во время учебно-производственной практики, сейчас стало непрерывным в течение всего года. Можно с уверенностью сказать, что выпускникам университета, которые прошли такую школу, будет легче адаптироваться на работе в редакции. И редакциям намного проще работать с молодыми специалистами, которые не только знают теорию, но и имеют богатый практический опыт.
В целом у журналистов появилась хорошая возможность непрерывно повышать свой профессиональный уровень. Сейчас в магистратуре по специальности «Журналистика» обучаются два человека: сотрудники телеканала «Наш город» и Мостовской районной газеты «Зара над Нёманам». Всего же дипломы магистров получили восемь человек, это в первую очередь сотрудники районных газет.
А завтра…
– Сегодня эффективная работа СМИ невозможна без четкого понимания информационных интересов и потребностей аудитории, без умения создавать ценностно важный и полезный контент именно для этой аудитории. Поэтому, запланировано проведение исследования читательской аудитории гродненских СМИ «Анализ медиапредпочтений, медиаповедения и информационных интересов аудитории». Это даст нам возможность лучше понимать читателей и эффективнее с ними взаимодействовать, – рассказала заместитель руководителя медиакластера, заведующая кафедрой журналистики ГрГУ имени Янки Купалы Тамара Пивоварчик. – С другой стороны, мы понимаем, что в век информации, его вызовов каждому человеку, особенно молодому, необходимо знание правил поведения в ежеминутно расширяющемся медиапространстве. И поэтому вместе с редакциями и учреждениями образования готовим к реализации новый проект под названием «МедиаГид» – по развитию медиаграмотности населения. Этот проект охватит разные категории гродненцев – от дошколят до взрослого населения.
В ближайших планах – развитие конкурсного движения, в том числе профессионального мастерства. Например, пройдет областной конкурс инновационных проектов студентов и молодых специалистов в сфере медиакоммуникаций. Также запланирован региональный конкурс газет учреждений среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.

Добавить комментарий