Рождественское послание архиепископа Новогрудского и Слонимского Гурия

«Как равный смертным, Ты пришел, Всевышний, добровольно от Девы плоть приняв, чтобы уничтожить яд змеиной головы, всех ведя, Боже, естеством к Свету животворному от врат, лишенных солнца». (Канон на Рождество Христово Свт. Иоанна Дамаскина).birth-of-jesus-christ-1024x768

Возлюбленные о Господе пастыри, монашествующие и все верные чада Новогрудской епархии!
Вновь наступают светлые, радостные дни, когда Святая Православная Церковь торжественно вспоминает великое и чудное таинство – рождается в мир Божественный Младенец Христос, «Сам дая всему жизнь и дыхание и всё» (Деян. 17,25).
По величайшему милосердию и любви Своей к человеку приходит в мир Тот, Кем «создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое» (Кол. 1,16), чтобы нас, «мертвых по преступлениям» (Еф.2,5), оживотворить благодатью.
Воплощение – событие, не имеющее себе равных в истории человечества, не имеющее аналогов. Одно из главных событий в человеческой истории, потому что оно преобразовало ее, в корне изменив отношения между Богом и человеком. Наши прародители, совершив грех, воздвигли стену между собой и Богом, порвали связь с источником Жизни и сами себя обрекли на смерть. Как писал Святитель Филарет Дроздов: «Совершив грех, человек остановил в себе приток Божественной благодати». Не потому, что Бог не захотел больше давать эту благодать людям, но потому, что совершив грех, люди сами отказались принять эту благодать, отстранились от нее.
Но Господь предупредил первых людей, что в тот день, когда они преступят Его заповедь, – смертью умрут (Быт. 2,17), т.е. станут смертными. По слову апостола Павла, Бог «…Единый имеющий безсмертие» (1 Тим. 6,16). Он имеет безсмертие по Своему Божеству, по природе, но люди могли обладать безсмертием по благодати, по своей причастности Богу. Святой Феофил Антиохийский говорил: «Человек сотворен по природе ни смертным, ни безсмертным. Ибо, если бы Бог сотворил его в начале безсмертным, то сделал бы его богом. Если же наоборот, сотворил бы его смертным, то Сам оказался бы виновником его смерти. Итак, Он сотворил его способным и к тому, и к другому». Т.е. у человека была возможность обладать безсмертием, но он предпочел для себя другую участь, выбрав путь греха, путь оторванности от Бога, а значит – путь смерти. Последующие поколения людей унаследовали Адамов грех и все его последствия. Апостол Павел эту печальную истину выражает следующим образом: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5,12). «Адам сделался началом умирающих», – говорил Свт. Ириней Лионский.
Однако первородный грех не лишил человека образа Божия. Грех исказил, затмил этот образ в человеке. «Образ есмь неизреченныя Твоея Славы, аще и язвы ношу прегрешений» «Непорочны».
Человек искал Бога, но не мог обрести Его: дьявол как бы блокировал эту связь. И на страницах Библии мы неоднократно встречаем выражение этой тоски по потерянному Раю: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому» (Пс. 41,2-3).
Сам человек не мог преодолеть пропасть и достичь Бога. Он не мог сам исцелиться от той болезни, которая называется грехом. Нужен был другой, новый Адам, Который отринул бы грех и далеко не в Райских, а в самых тяжелых обстоятельствах своей жизни. Перед лицом страданий и смерти Он скажет: «Господи, «…не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк.22,42). И произошло то, что невозможно себе представить. Как свидетельствует об этом апостол Павел: «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3, 16). Бог становится Человеком. В личности Иисуса Христа Божественное всемогущество и человеческая свобода вместе выводят человека из состояния изолированности от Бога. Вновь дают каждому из нас возможность обрести потерянный Рай. Господь Иисус Христос Своей человеческой природой делает то, к чему был призван Адам и что ему, к сожалению, не удалось достичь. Бог становится Человеком для того, чтобы человек мог стать Богом. Преподобный Ефрем Сирин пишет: «САМО БОЖЕСТВО заключилось в человеческую природу, чтобы эта природа устремилась ко всему святому».
Возлюбленные во Христе отцы, братья и сестры!
Уходящий год ознаменовался для нашей Церкви памятными событиями и датами. Милосердный Господь сподобил меня в составе делегации Русской Православной Церкви, возглавляемой Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, принимать участие в праздновании 1000-летия присутствия русского монашества на Святой Горе Афон и вознести смиренные молитвы о моей возлюбленной пастве. Афон является источником духовной силы для православного монашества. Там испытываешь радостное ощущение встречи с живой святостью. Высоко духовная жизнь Афонских насельников, молитва, практикующаяся на Афоне в течение многих веков, дабы помочь монахам в достижении главной цели, заключающейся в единении с Богом и молитве за весь мир. Каждое пребывание на Святой Горе является для меня большим подкреплением и духовной поддержкой в несении тех ответственных послушаний, за исполнение которых придется давать ответ перед Богом.
Важнейшим событием для всего Православного мира должен был стать Всеправославный Собор на острове Крит. Собор состоялся, но Всеправославным он так и не стал, ввиду отказа от участия в нем ряда Поместных Православных Церквей, в том числе и Русской. Причиной тому явилось отсутствие всеобщего согласия по ряду вопросов и документов, выносимых на Соборное рассмотрение. Будем же усиленно молиться Господу, чтобы Он даровал Вселенскому Православию согласие и единомыслие.
Выражением такого единения явилось празднование 70-летия со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, участие в котором приняли практически все архиереи Русской Православной Церкви, а также 10 Предстоятелей Поместных Православных Церквей.
В минувшем году мы отмечали 115 лет со дня рождения и 70 лет с момента мученической кончины преподобномученика Серафима, архимандрита Жировичского – безбоязненного, ревностного исповедника Православия, неутомимого миссионера, стараниями которого в годы Великой Отечественной войны на территории восточной Беларуси было открыто 74 храма. В Новогрудке состоялись XIV Свято-Елисеевские духовно-просветительские чтения, посвященные новомученикам и исповедникам Новогрудской епархии. В Слониме прошли Рождественские Свято-Серафимовские епархиальные чтения на тему «1917 — 2017. Православие в истории и культуре Беларуси: итоги столетия».
Призываю всех вас, возлюбленные во Христе отцы, братья и сестры, воздать благодарение Небесному Отцу за Его богатые и щедрые милости; скорби и радости, которые довелось испытать нам в минувшем году.
Пусть Родившийся ныне в Вифлееме Богомладенец Христос ниспошлет нам всесильную Свою помощь, принесет мир в ваши дома, дарует крепость душевных и телесных сил, благоденствие и великие щедроты! В эти святочные дни да будет в сердцах ваших немеркнущий Свет Радости, а на устах – хвалебная песнь Воплотившемуся Христу! К чему и призывает нас Святитель Феофан Затворник:
«… если, помышляя о Рождестве Христа Спасителя, вы невольно из глубины души воскликните: «Слава тебе, Господи, что родился Христос!» – этого и довольно; это будет тихая песнь сердца, которая пройдет, однако же, небеса и войдет к Самому Богу!» Аминь!
Гурий, архиепископ Новогрудский и Слонимский, Наместник Жировичского Успенского монастыря, Ректор Минской духовной семинарии.

Добавить комментарий