Пасхальное послание архиепископа Новогрудского и Слонимского ГУРИЯ

«Снизшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечныя, содержащия связанныя, Христе»
(ирмос Пасхального канона)
Возлюбленные о Господе пастыри, монашествующие и все верные чада Новогрудской епархии!
В СЕЙ ВЕЛИКИЙ И СВЕТОЗАРНЫЙ ДЕНЬ СЕРДЕЧНО ПОЗДРАВЛЯЮ ВСЕХ ВАС
С ПАСХОЙ ГОСПОДНЕЙ И ПРИВЕТСТВУЮ ДРЕВНИМИ И СВЯТЫМИ
ДЛЯ КАЖДОГО ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНИНА СЛОВАМИ:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Мы вновь празднуем победу Жизни над смертью, Добра над злом, Света над тьмою. Господь возвращает нам дар быть чадами Божиими, утраченный Адамом и Евой в грехопадении. Никакими усилиями самого человека эта пропасть между ним и Создателем не могла быть преодолена. На страницах Ветхозаветных книг мы находим такие слова: «Вспомни, какой мой век: на какую суету сотворил Ты всех сынов человеческих?» (Пс. 88,48). И в этой фразе выражен весь ужас состояния тогдашнего человека, который сетовал на горькую судьбу, страх перед смертью. И независимо от того, праведен человек или грешен, загробная участь всех потомков Адама до Христа одинакова. Человек, какой бы праведной жизни он не был, не мог без благодати Божией спастись, ведь спасение возможно только в Боге. Мы помним слова Спасителя об Иоанне Предтече: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф. 11, 11).
Это значит, что не было и не будет на земле большего праведника, чем Предтеча Спасов Иоанн. Но он, приняв мученическую кончину прежде Воскресения Христова, не мог наследовать Царствие Божие, поскольку оно еще не пришло. Потому и читаем мы в тропаре Иоанну Крестителю: «Благовестил ecи и сущим во аде Бога, явльшегося плотию».
«Чему надлежало быть в этом случае, — говорит Свт. Афанасий Великий,— или что надобно было соделать Богу? Потребовать у людей покаяния в преступлении? Покаяние не выводит из естественного состояния, а прекращает только грехи. Если бы прегрешение только было, а не последовало за ним тление, то прекрасно было бы покаяние. Если же люди, вследствие предшествовавшего преступления, однажды сделались подвластными естественному тлению, и утратили благодать Божия Образа; то чему иному надлежало совершиться? Или в ком ином была потребность для возвращения таковой благодати и для воззвания человеков, кроме Бога-Слова, из ничего сотворившего вселенную в начале? Ему принадлежало и тленное привести опять в нетление» (Слово о воплощении Бога-Слова). Как говорит Свт. Григорий Богослов в 45 слове на Пасху: «Нужно было человеку освятиться Человечеством Бога».
Нет на земле такой скорби и такого страдания, в котором не побывал бы Господь. А потому Он с нами в наших скорбях и наших страданиях, ибо Он принял их на себя, принял все последствия наших грехов. Христос проходит путем искушений, страшных физических и душевных страданий, состояние Богооставленности, только для того, чтобы освятить все условия человеческого бытия, даже саму смерть.
Все мы, дорогие отцы, братья и сестры, имеем ныне неизреченную радость быть участниками этой победы, вкусить ее плоды. «Мы сделались чистыми Его Честною Кровию», — говорит нам свт. Афанасий Великий. Победа Господа над смертью — есть наша победа. Его Воскресение — есть наше воскресение, дарованное по неизреченной любви Создателя. «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2, 8-9). Но торжествуя Христу Воскресшему, мы должны непрестанно иметь перед взором Христа страдавшего, распятого, умершего и погребенного. Поскольку только тот имеет полную и неотъемлемую радость Воскресения Спасителя, кто приемлет участие в кресте, страданиях и смерти Христовой.
Всечестные отцы, братия и сестры! Сбросив с себя ветхого человека, с Божией помощью постараемся воплотить в жизнь призыв апостола Павла, говорившего: «Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5, 7). Устремимся к тому, чтобы провести Пасхальные дни в радости и мире с ближними и дальними, неся весть о Воскресении Христовом и частицу своей любви всем, кто нуждается в нашем внимании и заботе: больным, пожилым, томящимся в темницах, лишенным благ земной жизни, помня слова тайновидца, что «пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16). Вместе со всей торжествующей ныне Церковью будем возносить Восставшему из мертвых полунощную песнь:
«И нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити!»
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! — ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

Архиепископ Новогрудский
и Слонимский,
Наместник Жировичского
Успенского монастыря.

Добавить комментарий