Продолжаем проект «Один день из жизни…». Газета «Полымя» побывала в гостях у народного театра «Батлейка» в Мире

С Константином Леонардовичем Петриманом впервые довелось встретиться в сентябре 2015 года. Столкнулись на Дне белорусской письменности в Щучине. Человек цепкого ума, сразу тогда подумалось. Штрихи к портрету добавлялись постепенно. Эрудированный, но не кичится этим. Химик-биолог по образованию, увлеченный историк, краевед.
Он преподает в Мирском государственном художественном профессионально-техническом колледже с 1992 года, теперь – заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Не менее известен как художественный руководитель народного театра «Батлейка».
Батлейка существует при Мирском колледже почти с самого его основания и за четверть века завладела сердцами широкой аудитории. Театр удостаивается высоких оценок профессионалов из Беларуси и России, хотя, по сути, остается самодеятельным. Константин Леонардович признается, что творческим вопросам уделяет любую свободную минуту. Но и других дел хоть отбавляй. В день подготовки репортажа телефоны замдиректора МГХПТК смолкали ненадолго. На носу была ответственная выставка в Минске.
Актеры батлейки – учащиеся колледжа. Преподавая для них, Константин Леонардович лучше чувствует потенциал каждого. Под микроскопом, конечно, характер не рассмотришь, но его палитра точно станет богаче. Худруку это на руку.
Кстати, становятся ведущими артистами театра не сплошь образцовые ученики. Зато какую игру они выдают! Ого! «В разных ситуациях мы ведем себя по-разному. Если на уроке ребенок разгильдяйничает, это не значит, что он не способен ни на что», – убежден Константин Леонардович.
Человек обязательно должен проявить себя в какой-то области, считает замдиректора МГХПТК по учебно-воспитательной работе. Просто у некоторых учащихся нет стремления к новому из-за педагогической запущенности.
Еще из штрихов к портрету худрука: самостоятельный. Иначе на творческом поприще было бы нечего делать. В 2011 году, когда Константин Леонардович возглавил народный театр «Батлейка», ему нужно было определиться, на какие рельсы ставить детище Галины Жаровиной и Анны Выгонной.
Работа по возрождению белорусской народной культуры велась в двух направлениях. С одной стороны, с соблюдением батлеечных канонов создавались новые спектакли, посвященные истории Мира, роду Радзивиллов. Параллельно по крупицам собирались сведения о Мирской батлеечной школе, по большому счету эта глыба оставалась не поднятой. Маячила перспектива реконструкции местных аутентичных постановок.
Можно было играть обкатанные вещи, но батлейка – домашний кукольный театр, семейное ремесло. Решили, что продолжать традиции Мирской батлеечной школы будет ближе нынешней батлеечной семье, сегодня это ее лицо.
Выстрелили с интермедией «Солдат и Черт». Она была написана братьями Силко из династии мирских батлеечников в годы Первой мировой войны.
Константин Леонардович показывает дипломы. В восторг реконструкция привела жюри Международного рождественского фестиваля батлеечных и кукольных театров «Нябёсы». Тогда в столице народный театр удостоился победы в номинациях «За лучшее оригинальное решение» и «За возрождение батлеечного и кукольного искусства и воспитание подрастающего поколения». А пару месяцев спустя взял диплом «За лучший спектакль национальной драматургии» на II открытом региональном фестивале батлеечных театров «Чудесный мир батлейки» в Сморгони.
«Когда начали работу над постановкой, думали, что очень быстро все сделаем, оказалось не так», – смеется Константин Леонардович. Да, были собраны воспоминания старожилов Мира, вырисовывался сюжет… Взялись за реконструкцию диалогов, и тут стало ясно: кукла не оживет без языка того времени. Очень помогла работа со старыми архивами храма Святой Живоначальной Троицы.
Батлеечникам было известно, к примеру, что ангел в интермедии говорил, как пономарь. А как конкретно, люди не могли описать. Эти сведения Константин Леонардович почерпнул из тогдашней переписки служителей церкви, документов, которые им приходилось заполнять.
Из последних наград – диплом представительства Россотрудничества в Минске за воспитание подрастающего поколения.
«Мы не замыкаемся сами в себе. Плотно взаимодействуем со Свято-Елисаветинским монастырем, постоянно участвуем в благотворительной акции «Свет души — добродетель». Демонстрируем постановки для тех, кто находится в непростой жизненной ситуации. Ценен и сам процесс общения с особенными зрителями. Когда человек берет в руки куклу, то меняется в лице. Вообще, я считаю, что кукла – это терапия добром», – говорит Константин Петриман.
Народный театр «Батлейка» всегда готов, если требуется, выступить в интернате или медучреждении. Непросто оторваться от учебного процесса, уладить вопросы с транспортом, но коллектив имеет поддержку в лице директора Мирского колледжа Натальи Леонидовны Кадлубай. Она понимает, что такая бескорыстная забота о других укрепляет в учащихся гуманное начало.
Продолжатели традиции Мирской батлеечной школы откликаются и на просьбы коллег о помощи. Батлейка – особенное явление народной культуры, чтобы добиться присущей ей магии, мало деревянного ящика и кукол. Новички быстро понимают это и едут в Мир за опытом из разных уголков Беларуси.
Тут советуют использовать свой этнографический материал. Но христианские понятия добра и зла, милосердия сквозной нитью должны проходить через пьесу, иначе она превратится в обыкновенное кукольное представление, не батлеечное.
Деятельность мирской батлейки в полном смысле слова можно назвать разносторонней. «Наша батлейка не просто театр сегодня, это такой мини-центр местной культурологии», – говорит ее художественный руководитель. Поиск утраченных страниц из истории легендарного поселка не прекращается никогда. Вот и теперь Константин Леонардович будет изучать доселе неизвестное художественное произведение о Мирской иешиве. Оно найдено в анналах президентской библиотеки, с которой у театра остались хорошие контакты после реализации совместного проекта в Год молодежи.
В прошлом году завершилась реконструкция еще одной интермедии – «Дары». Это рождественское представление ставилось на батлеечных подмостках в Мире в XIX веке. Для него удалось записать и обработать старинный рождественский кант, не звучавший лет 150 точно.
Сегодня постоянными актерами народного театра «Батлейка» являются Кристина Громейчук, Светлана Вербович, Анастасия Дубовик, Тимофей Маевский, Валентин Судовский, Никита Заливако, Илья Каменко. Уже открыты, стали по-театральному раскрепощенными. Они играют с запалом. Потом будут и экспериментировать с манерой.

Народный театр «Батлейка» был приглашен в г. Минск для новогоднего выступления в Исполнительном комитете СНГ (2015 г.)

Вопросы режиссерского подчинения – совсем не то, что отношения «ученик–учитель», объясняет Константин Леонардович. «Я от актеров требую проживания роли. Нацеливаю на прочтение литературных произведений, которые раскрывают сущность «ліхвяра», «крамніка». Даю неделю, чтобы выработали самостоятельное видение героя. Становление проходит непросто, но ребята не подводят», – говорит матерый батлеечник. К слову сказать, Константин Леонардович и сам всегда играет.
Планов на будущее у худрука громадье. Затеян интересный проект для туристов: семьям и небольшим компаниям в Мирском колледже скоро предложат мастер-классы по батлеечному искусству. Стоит пристальнее присмотреться к нашей Красненской батлеечной школе. Возможно, удача улыбнется театру вновь – и вернется из небытия еще одна аутентичная пьеса.
Может, готовить ее будет уже другой состав актеров, ведь время неизбежно бежит вперед. Студенты покидают свою альма-матер… Но не забывают, и батлеечниками они остаются навсегда. «Старики» Александр Бурнович, Константин Пашкелевич по-настоящему нашли себя в народном кукольном театре и горят им до сих пор. Также в свое время раскрылись в мирской батлейке известный актер Константин Задворный, художественный руководитель Пермского театра кукол Александр Янушкевич.
Светлана ВАЩИЛО.
Фото автора, с сайтов detsadmir.schools.by и mghptk.by.

Добавить комментарий