Александр Лукашенко назвал главные принципы белорусского образования

 

Совершенствуя сферу образования, в Беларуси должны пользоваться принципами государственной поддержки, социальной справедливости и равного доступа к образованию. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил сегодня на пленарном заседании Республиканского педагогического совета.

«Нам предстоит большая работа по развитию человеческого потенциала. Поэтому необходимо объективно, без эмоций дать оценку итогам развития всех звеньев национального образования, наметить перспективы его совершенствования. Конечно, уже много сделано в этом направлении, — сказал Александр Лукашенко. — Главное — мы сохранили положительные достижения, доставшиеся нам в наследство от предыдущих поколений. Среди них государственная поддержка, социальная справедливость, равный доступ к образованию, его достойный уровень. Именно такими принципами мы должны руководствоваться, планируя любые дальнейшие преобразования в этой сфере».

Все возможности для эффективной реализации задуманного есть, подчеркнул Президент. «Создана необходимая инфраструктура учреждений образования и воспитания. Здесь работает достаточно квалифицированных кадров. На воспитание, обучение и социальную поддержку молодежи государство ежегодно выделяет значительную часть республиканского бюджета. Поэтому мы вправе ожидать от педагогической общественности соответствующих результатов на всех уровнях системы образования», — отметил глава государства.

Все возможности для эффективной реализации задуманного есть, подчеркнул Президент. «Создана необходимая инфраструктура учреждений образования и воспитания. Здесь работает достаточно квалифицированных кадров. На воспитание, обучение и социальную поддержку молодежи государство ежегодно выделяет значительную часть республиканского бюджета. Поэтому мы вправе ожидать от педагогической общественности соответствующих результатов на всех уровнях системы образования», — отметил глава государства.

***

Президент Беларуси Александр Лукашенко требует постоянного совершенствования в системе образования. На это глава государства обратил внимание, знакомясь с выставкой новых учебников и учебных программ, изданных к 2017-2018 учебному году, накануне пленарного заседания Республиканского педагогического совета.

В частности, на стенде представлены учебные программы для 1-3-х классов, учебные программы по белорусскому и русскому языкам и литературе, иностранным языкам, всемирной истории, истории Беларуси, математике, информатике, черчению, трудовому обучению, обществоведению, физике, химии, биологии и другим предметам. Кроме того, Александру Лукашенко представили стенды с новыми учебными пособиями. Как считает Президент, «надо делать все достойно». «И это должно совершенствоваться практически каждый год», — убежден глава государства.

Для участников Республиканского педагогического совета, пленарное заседание которого проходит сейчас в Минске, представлена также выставка «Образование: во имя будущего страны», а также программно-аппаратный комплекс «Умный автобус».

В Беларуси педагоги неизменно по праву пользуются особым уважением и вниманием.

«У каждого из нас были наставники, которые не только привили любовь к своему предмету, но и во многом определили жизненный путь. Поэтому в Беларуси педагоги неизменно по праву пользуются особым уважением и вниманием, — подчеркнул Александр Лукашенко. — Эта профессия не для случайных людей. Именно от личности школьного педагога, его профессионализма зависит формирование будущих поколений. Он не только дает знания, но и выполняет нелегкую миссию воспитателя, а это не просто работа, это подвижничество. Личность педагога, его позиция и мироощущение — вот что в настоящее время особенно значимо».

Президент обратил внимание, что сегодня устойчивость развития государств определяется не только и не столько ресурсами: месторождениями нефти, газа или золотым запасом. Главными становятся прорывные технологии, новые отрасли, создающие экономику знаний. Фактически речь идет о трансформации традиционных экономических моделей.

«Но этим изменения не ограничиваются — меняется сознание людей, их отношение к государственным институтам. Человеку все труднее найти свое место в обществе, понять, что такое истинные ценности, и не затеряться в информационном потоке. Эти процессы объективно приводят к доминированию роли образования в мире. Именно экономика знаний, а также профессионалы, искренне любящие свою родину, обеспечивают конкурентоспособность страны. Готова ли наша Беларусь соответствовать этим тенденциям?» — задал риторический вопрос глава государства.

Вопрос о сохранении десятибалльной или возвращении к пятибалльной системе оценок — не основной.

«Десяти-, пятибалльная система… Все спорят, какой быть завтра оценке и так далее. Не основной вопрос. Имеет место, но не основной», — сказал Александр Лукашенко.

Президент напомнил, что к десятибалльной системе оценок несколько лет назад в Беларуси перешли быстро, без всяких дискуссий, не проверив и не протестировав эту систему. «Сегодня многие начинают рассуждать, а правильно ли сделали. Некоторые говорят, что надо вернуться к пятибалльной: она было понятной, она была не хуже этой. Многие говорят, что не надо и тому подобное, — отметил глава государства. — Это один из примеров, когда мы, не продумав, на практике не проверив направление действий в этой сфере, быстренько за нее схватились. Прошло время — оказалось, что, по крайне мере, без этого можно было обойтись».

Систему белорусского образования необходимо совершенствовать, а не ломать.

«Вы знаете мои подходы по преобразованию, совершенствованию, где-то реформированию системы нашего образования. Сущность этих подходов состоит в том, что я категорически против какой-то ломки, даже реформирования в полном смысле этого слова системы образования, — сказал Александр Лукашенко. — Я всегда выступал и выступаю за совершенствование того или иного процесса. Надо идти от жизни, надо решать те вопросы, которые ставит жизнь. Образование — настолько сложный процесс (и мы с вами знаем это не понаслышке), что взять и через колено что-то сломать, особенно в целом систему образования, и выстроить новую не получится».

Президент обратил внимание, что в свое время некоторые страны, особенно похожие на Беларусь, решили полностью перестроить сферу образования. Но, сломав старое, новое в силу многих причин они так и не создали. «Сегодня признают, что, сломав старое, не унаследовали то доброе, что было. Мы этим путем не пошли», — отметил он.

«Более того, вы, наверное, помните, что до нас, до середины 1990-х, власти Беларуси попробовали идти этим путем. Они за два-три года пытались научить всех нас разговаривать на том языке, на котором они хотят (я абсолютно здесь не выступаю против родного белорусского языка, ни в коем случае). Вы сами знаете, что было в те годы: начали ломать все подряд. И точные науки, и естествознание, гуманитарные направления нашего образования. Нам пришлось останавливать этот процесс. Тогда мы со многими из присутствующих в этом зале почувствовали, что можем разрушить все до основания. А для того, чтобы создать после этого что-то новое, нужны колоссальные деньги. Тогда денег вообще не было. Вообще. Я не понимаю, на что надеялись те, кто был у власти в Беларуси, идя на такую коренную ломку образования. Поэтому, с какой стороны ни посмотри, мы начали двигаться в неправильном направлении. И тогда, остановив этот процесс и в политике, и в образовании, устраивая новую жизнь в новом государстве, был выдвинут тезис о совершенствовании, о том, чтобы не потерять то лучшее, что мы накопили», — напомнил глава государства.

Государству нужно сделать все, чтобы молодые специалисты захотели остаться в сфере дошкольного образования.

«Сегодня нам предстоит решить еще одну задачу — укомплектовать детские сады квалифицированными специалистами. Направляя молодых специалистов, нужно сделать все, чтобы, отработав по распределению, они захотели там остаться. Также необходимо совершенствовать программы и методики работы с воспитанниками детских садов», — сказал Александр Лукашенко.

Президент предупредил правительство и местные органы власти, что к концу 2020 года эти и другие вопросы дошкольного образования должны быть решены полностью.

Вместе с тем глава государства обратил внимание: для того, чтобы дошкольное образование было качественным и доступным, за последние годы в Беларуси сделано немало. По этому показателю республика является лидером в регионе. «Еще не так давно достаточно острым был вопрос нехватки мест в детских садах и яслях. Особенно это касалось микрорайонов-новостроек, где социальная инфраструктура не поспевала за строительством жилья. Эта проблема решается. В Беларуси активно строятся новые дошкольные учреждения. Только в 2016 году введено в эксплуатацию 12 детских садов, в 2017-м — еще 16. Организован подвоз воспитанников, открыты группы кратковременного пребывания», — отметил белорусский лидер.

Александр Лукашенко отметил, что в комплексе белорусское дошкольное образование не имеет аналогов в мире: оно в основном бесплатное, все имеют равный доступ к нему, государство ко всем относится одинаково. «Нигде в мире такого нет: во-первых, надо заплатить приличную сумму, во-вторых, элитные дети — в элитных учреждениях, и так далее. Поэтому в комплексе наше дошкольное образование лучшее в мире. И это не голословное заявление», — подчеркнул он.

Глава государства добавил, что разница только в определенных подходах и методиках работы. «Мы можем, увидя новую форму в Японии, восхищаться: ах, как это хорошо, как это красиво! Возможно, хорошо и красиво. Но надо всегда понимать: надо ли нам это и подойдет ли нам это. Подойдет — давайте заимствовать. Мы очень много, открывшись всему миру в середине 1990-х, заимствовали. А они до сих пор завидуют нам. Особенно простые люди, те, которые не имеют доступа к дошкольному образованию», — констатировал Президент.

***

Главная задача учителя — учить и воспитывать детей, а не заниматься бумаготворчеством.

«Решены ли все вопросы, которые мешали педагогу вкладывать душу в своих воспитанников? Раньше было много нареканий на высокую загруженность учителей несвойственными функциями. В прошлом году министерство заверило: принят исчерпывающий перечень школьной документации, вопрос излишней нагрузки снят. Однако мне докладывают, что наши преподаватели по-прежнему жалуются на эту проблему. Хочу подчеркнуть, что главная задача учителя — учить и воспитывать детей, а не заниматься бумаготворчеством», — заявил Александр Лукашенко.

Президент предупредил министра образования, губернаторов, председателей рай- и горисполкомов: в школы должны поступать документы, касающиеся только образования и воспитания. «Давайте окончательно поставим точку в этом вопросе. Я намекаю на то, что тот хлам, который раньше шел в школы, разные отписки, это никому не надо. Дело даже не в излишней нагрузке для учителя. Дело в унижении самого учителя, которому приходится делать ненужные вещи. Если бы это нужно было, другой вопрос. Но человеку делать ненужную работу — это унижение, это жуткая нагрузка, это то, чего мы допустить ни в коем случае не можем», — подчеркнул глава государства.

Президент Беларуси Александр Лукашенко поручил в будущем году решить вопрос с размером зарплат учителей.

«Мы не педалировали этот вопрос, но министра образования и вице-премьера на последнем докладе я четко предупредил: проблема жалоб учителя (я не говорю о размерах зарплаты) на низкую заработную плату в будущем году должна быть снята», — сказал Александр Лукашенко.

Президент обратил внимание, что учитель и врач — идеологическая, моральная основа белорусского общества. «Основу молодежных организаций, профсоюзов, общественных организаций, которые сегодня существуют, составляют учителя, врачи. Особенно местную интеллигенцию, которая работает с народом. Когда нам надо что-то донести до народа, мы это делаем через вас. Вы главная опора в государстве», — обратился он к педагогам.

Александр Лукашенко отметил, что есть в стране и хорошие учебные заведения, где педагоги получают достойную зарплату. Но во многих организациях все совершенно наоборот. «Этот вопрос должен быть снят. Я ведь не говорю о размерах, потому что не знаю, какой будет размер. Но должна быть такая зарплата, чтобы вам, зная объем работы, который вы выполняете, стыдно было бы ставить вопрос о повышении зарплаты, — подчеркнул глава государства. — Конечно, каждому хочется, в том числе и любому учителю, чтобы было больше. Но это будет связано с развитием экономики».

Новые учебники по всем предметам будут подготовлены к 1 сентября 2019 года.

«Основа школьного обучения — хороший учебник. Это то, что во многом определяет качество знаний учащихся. Напоминаю, главное требование — содержание обучающего материала должно быть оптимальным по объему, информации и ее глубине. К 1 сентября 2019 года мы будем иметь новые учебники. Не значит, что они будут идеальными, и, может быть, не будут соответствовать уровню требований в 2019 году. Учебники — это постоянное творчество. Мы постоянно будем что-то дополнять, менять», — сказал Александр Лукашенко.

Президент остановился на необходимости разработки и внедрения в практику уникальных авторских методик обучения и воспитания. «Почему мы не слышим о современных учителях-новаторах? Где отечественные Макаренко, Сухомлинские, Шаталовы? Это упрек и вам, и властям тоже — тем, кто занимается образованием», — заметил глава государства. По его мнению, авторские методики обучения и воспитания даже более важны, чем докторские диссертации, потому что они основаны на жизненных реалиях, на взаимоотношениях учителя и ученика.

«По моему требованию к написанию учебников кроме академиков, крупных ученых мы привлекли учителей-новаторов. Эффект потрясающий. А они ведь создавали учебники на основании преподавания этих предметов в школе. Как только это стало востребовано, они откликнулись и за короткий промежуток времени усовершенствовали многие учебники», — рассказал Президент.

 

***

Корректировка правил приема в вузы и информирование общественности об изменениях должны быть заблаговременными.

«Требует дальнейшего совершенствования система поступления в вузы. Она должна предоставить абитуриенту возможность продемонстрировать не только определенный набор знаний по предмету, но и способность логически рассуждать, делать выводы и творчески мыслить. Предупреждаю, что корректировка правил приема и информирование общественности об изменениях должны происходить заблаговременно», — сказал Александр Лукашенко.

Президент подчеркнул, что надо менять подходы к подготовке будущих преподавателей непосредственно в вузах. Основой должна стать практическая педагогика и психология.

С детского сада и первого класса школы детям нужно прививать гордость за Беларусь.

«С детского сада, с первого класса школы детям нужно прививать гордость за свою страну. В этом должны участвовать все — и власть, и школа, и семья. Крайне важно воспитать личность нравственную, научить молодежь отличать правду от лжи. Наша задача — дать поколению такие ориентиры, которые помогут каждому стать настоящим патриотом и гражданином. Беларусь сегодня — это мир и спокойствие. Нужно детей научить ценить это», — сказал Александр Лукашенко.

Президент Беларуси Александр Лукашенко раскритиковал молодежные организации за излишнее увлечение показушными мероприятиями.

«Сложилось впечатление, что в последнее время наши идеологические помощники — молодежные организации, общественные — увлеклись флешмобами, пиар-акциями и другими показушными мероприятиями. Это тоже, наверное, нужно, это современно. Они, видимо, забыли, что их главная задача — это ежедневная кропотливая работа с молодежью», — сказал Александр Лукашенко.

Каждый ребенок одарен, задача взрослых — раскрыть и развить его способности и таланты.

«Исключительно важно, чтобы во главу отношений внутри треугольника «семья — школа — государство» был положен следующий тезис: каждый ребенок одарен, а задача взрослых — раскрыть и развить его способности и таланты», — сказала Александр Лукашенко.

Глава государства подчеркнул, что профессия педагога — благородная и ответственная. «Родители доверяют вам самое ценное — своих детей. И от вашего ежедневного кропотливого труда зависит, какими они войдут в мир взрослых», — констатировал он.

Президент Беларуси Александр Лукашенко не исключает возвращения к определению базового профиля для каждого вуза.

«Следует сократить количество специальностей, которые не являются профильными для того или иного вуза. Сегодня у нас практически каждый вуз выпускает сотни специалистов самого широкого профиля — юристов, экономистов, политологов. А потом они безуспешно ищут работу по специальности и винят в своей невостребованности государство. Видимо, пора вернуться к определению базового профиля для каждого вуза», — сказал Александр Лукашенко.

Правительством не приняты должные меры для оптимизации структуры подготовки кадров по уровням профессионального образования и под потребности экономики.

«Считаю, что правительством не приняты должные меры для оптимизации структуры подготовки кадров по уровням профессионального образования и под потребности экономики. Не выстроена соответствующим образом и профориентационная работа с молодежью. Повторяю, основная задача профессионального образования — формирование кадрового потенциала работников для экономики страны», — сказал Александр Лукашенко.

Съезд ученых Беларуси пройдет осенью

«Осенью мы соберемся с учеными (верх нашего образования) — академиками, докторами, кандидатами наук — и проведем съезд», — сказал Александр Лукашенко.

На нем, пояснил Президент, будут обсуждать подготовку кадров высшего уровня.
***

Задания ЦТ должны полностью соответствовать школьной программе к вступительной кампании 2018 года.

«Обращаю внимание Минобразования, что к вступительной кампании 2018 года задания централизованного тестирования по всем предметам должны быть скорректированы и полностью соответствовать школьной программе», — сказал Александр Лукашенко.Глава государства констатировал, что в старших классах школы введено профильное обучение. Оно призвано решить проблему мотивированного выбора выпускниками будущей профессии. «Однако назрела необходимость рассмотреть вопрос об изменении подходов к итоговой аттестации и контролю текущей успеваемости школьников, что обеспечит объективность и независимость оценки знаний учащихся», — отметил Президент.

В обыкновенной деревенской школе можно получить хорошие знания, все зависит от учителя.

 

Глава государства отметил, что его младший сын учится в обычной деревенской школе, где специально для него не создавались какие-то особые условия. «Считаю, что он получает нормальные знания», — сказал Александр Лукашенко.

Аналогичного мнения Президент и по вопросу вузовского образования, его качества и востребованности в регионах и столице. «Никакого регионализма и ведущих вузов столичных быть не должно, — подчеркнул глава государства. — Не надо делить вузы на главные и второстепенные. Ко всем требования одни».
***

Президент Беларуси Александр Лукашенко видит проблему в недостаточном трудовом воспитании в школах.

«Мы должны этим заняться, чтобы детишки на селе и в городе почувствовали, что такое труд, — заявил глава государства. — Очень важная проблема, тяжелая проблема, но ее надо решать».

Президент Беларуси Александр Лукашенко выступает за жесткое ограничение деструктивной информации в интернете.

По словам главы государства, уже готовятся соответствующие законопроекты.

Вопрос защиты детей от негативной и опасной информации в интернете подняла одна из участниц педагогического совета. «Нам надо обратить на это внимание. И правоохранительные органы, и не только. Мы сейчас готовим ряд законопроектов, направленных именно на это. Не в том, чтобы где-то закрыть интернет, какие-то даже сайты и ресурсы «пятой колонны». Нет, пусть пишут. Люди разберутся, — подчеркнул Президент. — Но вот этот деструктив — суициды и прочее… Россияне уже приняли ряд решений. Спохватились, но очень поздно. Вот нам бы этот момент не упустить. Надо очень жестко в этом плане поступить».

Президент Беларуси Александр Лукашенко сомневается в необходимости возвращения к пятибалльной системе оценок.

«Решение надо принимать тогда, когда оно назрело. Вот оно вопиет, говоря словами поэта. Вот проблема кричащая. Да, я слышу в средствах массовой информации, вижу, читаю, отслеживаю процесс. Но этот вопрос не имеет критической массы, он не назрел для того, чтобы здесь принимать какие-то решения», — сказал Александр Лукашенко.
Президент Беларуси Александр Лукашенко поддерживает идею использования современного оборудования в профессиональном образовании.

Один из участников поинтересовался, можно ли во время модернизации предприятий образцы нового оборудования поставлять и в колледжи. Ведь таким образом учащиеся приобщались бы к техническим новинкам, с которыми им предстоит работать после учебы.

Президент отметил, что этому вопросу уделяется внимание, и в качестве примера привел Минсельхозпрод. В частности, в соответствии с поручением профильные учреждения сельхозобразования оснащены необходимой техникой. Что касается предложения во время модернизации предприятий поставлять экземпляры нового оборудования в учебные учреждения, то для этого потребовались бы не только дополнительные помещения, но и дополнительные инвестиции, поскольку новое оборудование очень дорогостоящее. «Если мы на каком-то предприятии создаем новую линейку, то пришлось бы увеличить инвестиции», — заметил Александр Лукашенко.

Президент Беларуси Александр Лукашенко сегодня во время дискуссии на пленарном заседании Республиканского педсовета заявил, что авторам новых учебников нужно хорошо заплатить.

На заседании прозвучало предложение о дополнительных социальных гарантиях для тех авторов, которые привлекаются к написанию школьных учебников. «Я сторонник того, чтобы мы хорошо заплатили, большие деньги, за учебники», — заявил Александр Лукашенко.

Президент Беларуси Александр Лукашенко считает важным поддерживать в школах дисциплину и определенный деловой дресс-код.

«Дисциплины в школе не хватает. Надо, Игорь Анатольевич Шуневич (министр внутренних дел. — Прим. БЕЛТА), подумать и в своей части поработать с некоторыми учениками. Где-то нам надо и милицию подключить, чтобы директору школы, учителю, классному руководителю помочь, — отметил Президент. — Потому что у нас в школе вольницы выше крыши: «Это я хочу… Мой ребенок будет ходить в этой одежде… А я плевать хотела, что на Республиканском педсовете скажут».

К реформированию заочного образования в Беларуси подойдут очень аккуратно.

«Надо, чтобы заочное образование получали те, кому это надо и кто нам нужен — государству и экономике. Сегодня обсуждается, платное или не платное заочное образование, сколько, где, как и прочее. Жизнь покажет. Мы не будем здесь ломать через колено, — обратил внимание Александр Лукашенко. — Мы очень аккуратно подойдем к этому вопросу. Это слышат члены правительства и министр».

Делегация Гродненской области под руководством заместителя председателя облисполкома Виктора Лисковича принимает участие в Республиканском педсовете.

БелТА

Добавить комментарий