Композитор, художественный руководитель хора духовенства Гродненской епархии Андрей Бондаренко награжден медалью Франциска Скорины.

Композитор, протоиерей Свято-Покровского кафедрального собора, художественный руководитель хора духовенства Гродненской епархии Андрей Бондаренко награжден медалью Франциска Скорины. Государственную награду преддверии Дня Независимости ему вручил премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков.

Стоит сказать, что это далеко не первая высокая награда гродненского композитора, члена Союза композиторов Беларуси. В 1994 году он был удостоен Государственной премии за оперу «Князь Новгородский». Исполняли ее на сцене Большого театра оперы и балета. Тогда не в храме, а со сцены театра впервые прозвучали церковные песнопения современного автора.

В 2003 году Андрей Бондаренко как композитор и культурный деятель стал лауреатом премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение».

О музыке, и не только мы поговорили с отцом Андреем. В Гродно прошло уже 17 фестивалей «Коложский благовест» – уникальных праздников музыки и духовности. Все эти годы председателем жюри является Андрей Бондаренко.

Также была оценена его работа по созданию, укреплению и развитию хора священнослужителей Гродненской епархии. Был регентом хора, делал с ним программы, вместе участвовали в конкурсах, становились лауреатами. Этой работе посвятил 11 лет, да и сейчас пишет для коллектива.

И хотя медаль была вручена за деятельность именно в сфере духовной музыки, хочется сказать, что на счету Андрея Бондаренко создание двух гродненских коллективов. Помимо хора священнослужителей, это и Гродненская капелла, которая исполняет его произведения и для которой он пишет специально, учитывая состав хора и оркестра.

Оркестр был образован в 1990 году, и как член Союза композиторов Андрей Бондаренко работал над созданием коллектива. Через два года к оркестру присоединился хор, а исторически все это было увязано с капеллой времен Тизенгауза. Нынешний руководитель коллектива Владимир Бормотов был дирижером оркестра, дирижером хора – Лариса Иконникова, а Андрей Бондаренко – художественным руководителем.
Сегодня музыкальные произведения отца Андрея исполняют многие коллективы: хор священнослужителей Гродненской епархии, Гродненская капелла, Государственный камерный хор Беларуси, хор «Салютарис», многие зарубежные хоры и оркестры. В мае состоялась премьера концерта в исполнении оркестра Гродненской капеллы, сейчас коллектив разучивает новый концерт – «Благовещение пресвятой Богородицы», который услышим осенью. Большие хоровые концерты записаны Академическим хором Белтелерадиокомпании.

– У меня большой багаж сочинений: опера, оратории, кантаты, камерная музыка, симфонии, хоровая, концерты хоровые, хоровые миниатюры, сочинения с солистами. Занимаюсь инструментальной музыкой. Но, конечно, она тоже в основе имеет образность, связанную с православием, – рассказывает композитор. – Это у меня всегда было. И замыслы в этой же области. Не представляю, как начал бы писать на другую тему. Хотя по форме музыка может быть любой. Но содержание, образность все равно связаны с православием.

Уже в 70-х годах во время учебы в консерватории Андрей Бондаренко писал сочинения по темам, которых тогда никто не касался. И сегодня не много найдется композиторов, так настойчиво на протяжении многих лет придерживающихся одной темы. Да и среди священнослужителей композиторов немного. Хотя история знает такие примеры: протоиерей Василий Зиновьев, архимандрит Матфей (Мормыль), диакон Сергий Трубачев, митрополит Иларион (Алфеев).

В творчестве Андрея Бондаренко христианская тема звучит почти полвека. А истоки стоит искать в библиотеке.
– У отца, доцента кафедры истории купаловского университета, была библиотека с большим количеством церковной литературы. Я с детства читал эти книги. Привлекали меня и живопись, иконопись, творчество русских художников, таких, как Нестеров, тех, кто расписывал храмы. В конце 1960-х годов разрешили церковную музыку записывать на пластинки. Это дало толчок. Будучи учащимся Гродненского музучилища, уже писал музыку. А в 1976 году поступил в консерваторию. С того времени особенно сделал акцент на христианской музыке, – вспоминает отец Андрей.

В 1988 году, когда праздновалось тысячелетие крещения Руси, Владыка Филарет попросил гродненского композитора написать музыкальное произведение, чтобы исполнить на торжественном вечере в Большом театре оперы и балета. Тогда он написал кантату «Похвала cвятому князю Владимиру» на основе «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона, написанного в XI веке. И она зазвучала. Из всех современных композиторов в Большом театре тогда исполнили произведения только двух – кантату Андрея Бондаренко и песню «Мой родны кут» Игоря Лученка.

В конце 80-х – в 90-е годы многие композиторы пробовали себя в христианской тематике. Но, как правило, написали по несколько произведений и отошли. В 1990-е годы в Беларуси был расцвет музыки на канонические тексты. Но это не церковная музыка, подчеркивает протоиерей. Потому что церковная должна обладать определенными качествами, написана по определенным канонам – как иконы имеют каноны, так и музыка. Казалось бы, кому, как не ему, священнослужителю и композитору, создавать именно такие произведения, которые могли бы жить в церкви… Но нет.

– Специально для храма никогда ничего не писал, хотя есть у меня сочинения, которые могут исполняться в храме, – говорит отец Андрей.
Но есть другие сочинения, связанные с религиозными образами и православными традициями. Отец Андрей приводит в пример картину «Христос в пустыне» Ивана Крамского, картины Михаила Нестерова, «Явление Христа народу» Александра Иванова… Православные образы, но не иконы. Так же и в музыке. Его музыке. Человек подготовленный без труда узнает Баха, Дебюсси, Чеснокова и, несомненно, Андрея Бондаренко. Потому что это композитор, у которого есть свое лицо и свой неповторимый почерк в музыкальном искусстве.

Фото Виталия ДЕРНЕЙКО, БЕЛТА
Татьяна КУЗНЕЧЕНКОВА

Добавить комментарий