О новациях в налоговом законодательстве и работе налоговой службы области

На протяжении многих лет налоговые органы Гродненщины обеспечивают выполнение доходной части бюджета. О новациях в налоговом законодательстве и сегодняшнем дне службы, о тех, кто трудится в налоговых инспекциях области, накануне профессионального праздника рассказала начальник инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Гродненской области Лидия Семашко.

– Профессиональный праздник для меня – своего рода ежегодный экзамен, отчет перед собой, перед коллективом и ветеранами налоговой службы, плательщиками. Наша служба и создана для того, чтобы стоять на страже интересов каждого гражданина. Переполняет чувство глубокой признательности и благодарности к нашим плательщикам, чьим трудом формируется бюджет государства, к коллегам по службе, которые из года в год достойно трудятся и выполняют все поставленные перед нами задачи, к ветеранам налоговой службы, которые стояли у истоков создания налоговых органов. – Налоговой службой пройден путь длиною в 28 лет. Какие у нее приоритеты?

– В последние годы в стране принят ряд мер по совершенствованию налогового законодательства, по упрощению администрирования налогов, расширяется спектр электронных услуг и новых дистанционных форм обслуживания плательщиков. Все это направлено на создание комфортных условий для исполнения плательщиками своих налоговых обязательств. Налоговая система становится клиентоориентированной службой. Налоговая политика направлена на то, чтобы налоговые органы и плательщики строили партнерские отношения для достижения общей цели – роста платежей в бюджет.

Текущий год дал старт многим новациям в налоговом законодательстве. Принят пакет документов по либерализации экономики и созданию условий для развития бизнеса и деловой инициативы граждан, по предоставлению значительных преференций субъектам хозяйствования в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания, учреждениям физической культуры и спорта. Весомым бонусом нашим плательщикам стал установленный Декретом Президента Республики Беларусь № 7 «О развитии предпринимательства» запрет на повышение до 2020 года налоговых ставок и введение новых налогов (сборов, пошлин). Кроме того, по поручению Главы государства в настоящее время ведется активная работа по комплексной корректировке норм Налогового кодекса. Стоит задача максимально его упростить, но при этом не допустить сокращения доходов бюджета. И, конечно же, налоговым органам предстоит обеспечить более эффективную работу системы, не увеличивая налоговую нагрузку на экономику.

– Выполнение доходной части бюджета по-прежнему остается главной задачей налоговых органов. Как удается справляться с поставленными задачами?

– На протяжении многих лет нам удается обеспечить выполнение доходной части бюджетов всех уровней. За первое полугодие текущего года в консолидированный бюджет поступило 1116 миллионов рублей, что позволило выполнить план на 113,5 процента, в том числе в республиканский – 470,1 миллиона рублей или на 132,7 процента, местные бюджеты – 645,8 миллиона рублей или на 102,7 процента. Сложились положительные темпы налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Бюджет области пополняют свыше 386 тысяч плательщиков, в том числе порядка 16 тысяч организаций, более 24 тысяч индивидуальных предпринимателей и 346 тысяч физических лиц. Наиболее значительный вклад внесли организации – 96,5 процента от общих поступлений в бюджет. Удельный вес поступлений от индивидуальных предпринимателей составил 1,9 процента, на долю физических лиц приходится 1,6 процента. Финансовый потенциал экономики области базируется на государственном секторе. В текущем году за счет государственных организаций сформировано 77,8 процента поступлений бюджета области.

Налоговая система становится клиентоориентированной службой. Налоговая политика направлена на то, чтобы налоговые органы и плательщики строили партнерские отношения для достижения общей цели – роста платежей в бюджет.

– В рамках принятых документов, направленных на либерализацию экономики, какие направления в контрольной работе выделяются в качестве приоритетных? 

– Контрольная работа налоговых органов в текущем году ведется в условиях минимального вмешательства в деятельность субъектов хозяйствования и носит скорее профилактический и предупредительный характер. Мы проводим мониторинги и направляем рекомендации по устранению и недопущению выявленных недостатков, ведем разъяснительную работу о порядке соблюдения требований законодательства и применения его положений на практике. Эти меры не заменяют проверки, но смещают приоритеты в сторону профилактики.

В последнее время акцент сделан на камеральный контроль. Такие проверки осуществляются без выхода к плательщику на основании анализа и сопоставления данных, имеющихся в базах налоговых органов. В результате таких мероприятий за пять месяцев текущего года в бюджет дополнительно поступило 13,5 миллиона рублей или более 85,8 процента от общих поступлений по  итогам контрольной работы.
В целом мероприятия контрольного характера позволили обеспечить дополнительные поступления платежей в бюджет и обращение в доход государства товарно-материальных ценностей на сумму 15,8 миллиона рублей, из которых 1,5 миллиона рублей поступило в бюджет по результатам выездных проверок организаций и индивидуальных предпринимателей.

Что касается оперативно-контрольной работы, то основной акцент сделан на выявление и пресечение незарегистрированной предпринимательской деятельности и занятости граждан без уплаты единого налога. Проделанная в этом направлении работа позволила дополнительно привлечь к налогообложению 470 граждан, которым предъявлено к уплате 41,5 тысячи рублей.

ee66621e1f48ba33594261c15c3ea3e2.JPG

– В последнее время активно развивается формат электронного взаимодействия налоговой службы с плательщиками. В чем его преимущества?
 

– Сегодня 76 процентов субъектов хозяйствования области представляют налоговые декларации в электронном виде. Мы стараемся создать для них максимально комфортные условия по исполнению налоговых обязательств за счет использования современных информационных технологий. Появилось приложение «Личный кабинет физических лиц» для мобильных устройств, постоянно совершенствуются личный кабинет на портале Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и АРМ «Плательщик». Развитие электронного формата взаимодействия с налоговой службой, создание новых и совершенствование существующих электронных сервисов позволяют экономить рабочее время плательщиков.

– Не отодвигается ли на второй план живое общение, проведение мероприятий разъяснительного характера?
– Ни в коей мере. Мы стараемся задействовать самые современные и доступные информационные ресурсы: СМИ и интернет. По-прежнему востребованными остаются такие формы работы с плательщиками, как проведение семинаров, круглых столов, акций, тематических дней информирования.

Сегодня уплата налогов стала нормой жизни для большинства людей. В том числе и потому, что просветительскую работу мы ведем не только с настоящими, но и с будущими налогоплательщиками в буквальном смысле со школьной скамьи. Представители инспекций области выступают с лекциями о налоговой культуре и грамотности в школах и лицеях, средних специальных и высших учебных заведениях, трудовых коллективах. Еще в 2014 году на базе средней школы №13 Гродно был открыт первый в республике профильный налогово-экономический класс, через два года еще один. Факультативные занятия с учащимися проводят работники областной налоговой инспекции. В этом году наши «первенцы» уже стали выпускниками.

– В республике создаются центры обслуживания плательщиков с системой электронной очереди. 

– В прошлом году первый такой центр был открыт и в Гродно на базе инспекции МНС по Ленинскому району. Плательщик может записаться на прием, используя электронную очередь. Центр укомплектован современным оборудованием, созданы удобные места для ожидания вызова. Вводятся новые стандарты обслуживания плательщиков, сокращается время ожидания приема. Таким образом, мы ушли от закрепления плательщика за конкретным инспектором – электронная очередь направляет человека или представителя организации к свободному специалисту. Что немаловажно, плательщик может оценить качество предоставленной услуги и оставить свой отзыв, выставив оценку обслуживания. За первое полугодие текущего года зарегистрировано свыше 14 тысяч талонов на прием в центр обслуживания плательщиков, по оценкам плательщиков средний балл качества обслуживания составил 4,8 по пятибалльной системе. Это говорит об эффективности работы центра. В ближайшее время такой центр будет открыт в инспекции МНС по Лидскому району, а в перспективе и в других инспекциях области. 

– В Беларуси создан институт налоговых консультантов. На ваш взгляд, станут ли они помощниками в работе налоговых органов?

– Налоговые консультанты – это своего рода квалифицированные посредники между налоговыми органами и налогоплательщиками. Квалифицированный консультант укажет на имеющиеся налоговые льготы и целесообразность их использования, рассчитает для клиента возможные действия с точки зрения экономической выгоды и с учетом конечной налоговой нагрузки, предостережет от недоплаты налогов. Что немаловажно, налоговые консультанты страхуют профессиональную ответственность и отвечают за допущенные ошибки и причиненные убытки клиенту. Создание института налоговых консультантов важно как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков. У последних появляется еще один способ взаимодействия с налоговой службой. А мы вправе рассчитывать на то, что такое взаимодействие положительно скажется на доходах бюджета. 

– Кто сегодня трудится в налоговых инспекциях области?

– В состав налоговых органов области входят 11 инспекций, включая областной аппарат. Я не устану повторять: наши люди, наш кадровый потенциал – это наша гордость. В инспекциях области работают руководители и специалисты, уровень квалификации и деловые качества которых позволяют успешно решать задачи по реализации государственной экономической политики в сфере налогообложения. Мы стараемся сочетать профессионализм опытных работников и инициативность молодежи. Так уж в последние годы сложилось, что основные кадры – это женщины.

Наша гордость и слава – ветераны налоговой службы, о которых мы никогда не забываем. Мы благодарны им за труд, опыт и лучшие традиции, которые они нам оставили. Чтобы сберечь и сохранить память о первых годах становления налоговой службы, о людях которые были «первопроходцами» в построении налоговых органов области, два года назад создали музей налоговой службы.

notepad-2575600_960_720.jpg

– Что бы вы пожелали своим коллегам?

– Всегда верить в свои силы и быть верными делу, которому посвятили свою жизнь. Любить свою работу, ценить и уважать людей труда. В тесном взаимодействии с налогоплательщиками, только на принципах взаимоуважения, информационной открытости можно решить поставленные задачи по формированию бюджета страны. В канун профессионального праздника выражаю благодарность коллективу инспекций области, ветеранам налоговой службы, всем, кто честно и достойно служил и служит нашей профессии. Хочу также поблагодарить всех законопослушных налогоплательщиков за их вклад в формирование бюджета, за их добросовестный труд на благо нашей страны.

Фото Михаила ИСАЧЕНКО, из интернет-ресурсов
Ирина АНИКЕВИЧ

Добавить комментарий