Взгляд изнутри: Современная литература, или Пустозвон в головах молодёжи

На дворе двадцать первый век, самое его начало. Книги не сжигают, вопреки прогнозам Брэдбери, но и не читают. В большинстве своём. А если уж дело касается современных подростков, так и подавно. Вряд ли кто-то может похвастаться тем, что знаком с заданным классическим произведением на уроках русской или белорусской литературы. Да и зачем? Загуглил, нашёл краткое содержание и – вуаля, к уроку готов. Плохо, подумаете вы? Согласна, отвечу я. Однако, на мой взгляд, в наше время есть проблема и похуже.

Помнится, в лице тех, на кого стоит равняться, нам всегда ставили лучших из лучших. Мол, какой стиль у Льва Николаевича и какая рифма – у Пушкина. И не зря, ведь это признанные временем мастера своего дела. Однако, читая современную прозу или поэзию, складывается ощущение, что автор своим кумиром считает какую-нибудь Зойку из соседнего двора. Но ведь не любая писанина – книга, скажете вы. Не любая, однако если её напечатали в издательстве, то, должно быть, это уже не просто писанина… Но достаточно теории, перейдём к практике.

…ведь не любая писанина – книга…

Не так давно мне на глаза попалось произведение (хотя это слишком громко сказано), которым зачитываются подростки 14-16 лет. И, ох как бы я была рада, окажись это Лермонтов или Гоголь, а нет. Не тут-то было. «50 дней до моего самоубийства», автор которого – Стейс Крамер. Кто такая? Запрос в поисковике выдаёт: Анастасия Холова, 16 лет. (Хм… Ну ладно, бывают гении и в столь юном возрасте.) Живёт в Астрахани. Да, информации о ней немного. Зато хоть отбавляй – о её «книге». Самая популярная рукопись Рунета. Позже узнаём, что из-за спроса была издана и в печатной версии. Что ж, открываем…

Описываются проблемы подростков, с которыми сталкивались многие: мать-отец не понимают, он встречается с другой, меня никто не любит. Пусть. Пусть эти вещи действительно будут важными и актуальными, но дальше… А дальше я берусь за голову. Казалось бы, задумка вполне может иметь право на существование, тем более что о проблемах подростков пишет сам автор. Но КАК пишет? Неисчислимое множество грамматических ошибок, унылые и до жути примитивные предложения, которые в большинстве своём даже не имеют второстепенных членов. Беспорядочно путающиеся мысли, которые начинаются на одной странице, пропадают и внезапно появляются на другой. Отсутствие стиля, элементарных описаний действительности, сюжета. И это вы называете гордым словом «книга»? Ломаю свой мозг над тем, ЧТО всё-таки нашли в этом «произведении искусства». И тут встаёт следующий вопрос: а кто, собственно, читает эти «Пятьдесят дней до моего самоубийства»? Явно не те, кто на уроках цитирует Шекспира или Бродского. Иных мыслей у меня попросту нет. Разве сможет умный и интеллектуально развитый человек поглощать страницу за страницей вот этого «шедевра»?

В таких ситуациях становится жаль учителей. Они, бедные, всю душу вкладывают, чтобы привить своим подопечным любовь к настоящему, а главное, качественному. В литературном мире столько оригинальных произведений. А люди читают это… Это. Вот что действительно входит в определяющие рамки жанра. И не больше. Это. Такое же искусственное и сухое, как сам стиль произведения. Однако, может, я заблуждаюсь, и автор – умная и талантливая девушка?

В литературном мире столько оригинальных произведений. А люди читают это…

Открываю «Youtube» и ищу интервью с Анастасией Холовой. И знаете, что вижу? Некорректное поведение, ошибки в речи, отчаянно пытающиеся скрыться за маской лживой уверенности, крики на негативные отзывы читателей, мат… И это та, чьим бестселлером зачитываются современные подростки? А как же быть примером и самым настоящим кумиром? Нести в этот мир своим «Я» нечто доброе и светлое, вдохновляющее всех остальных? Непонятно. Смотришь и думаешь: докатились. Не только она – все мы. Что пишем рецензии на столь откровенное… «это»… Что читаем и советуем другим. А вывод из этого один: полная деградация общества. Точнее, его части, которая не видит очевидное. Обесцениваются книги, обесцениваются люди… Наш мир пустеет.

Смотришь и думаешь: докатились. Не только она – все мы.

И всё бы ничего, если бы этот случай был единственным. На грех, такого чтива полно. И его любят. А достоевские и булгаковы тем временем одиноко пылятся на полках (хорошо хоть, что ещё не с вырванными страницами). Так неужели мы разучились видеть настоящее? Или просто наступила такая эра – дешёвых и безграмотных романов? Конечно, каждый выбирает по себе. Однако, прежде чем купить ту или иную книгу, задумайтесь, отложится ли благодаря ей что-то разумное в ваших головах. То, что послужит не только постом для «Instagram», но и уверенной ступенькой на пути познания самого себя.

..неужели мы разучились видеть настоящее?..

Виктория КОСТЮК