Уроженец Кореличского района Фёдор Фёдоров стал первым белорусом, получившим степень доктора физико-математических наук

Уроженец Кореличского района физик-теоретик Фёдор Фёдоров в 1954 году стал первым белорусом, получившим степень доктора физико-математических наук.

Известный ученый Фёдор Иванович Фёдоров родился в д. Турец Кореличского района в семье сельского учителя Ивана Михайловича Фёдорова, впоследствии получившего известность как детский писатель Янка Мавр, и Варвары Фёдоровны, заведующей Турецкого народного училища. Окончил железнодорожную школу в г. Минске, педагогический факультет физико-математического отделения БГУ. Работал в аспирантуре Ленинградского университета под руководством Владимира Александровича Фока – автора первой монографии о квантовой механике на русском языке. Фёдор Иванович был одним из первых его учеников.

В 1954 г. Фёдоров защитил диссертацию «Инвариантные методы в оптике анизотропных сред» в Государственном оптическом институте, став первым уроженцем Беларуси, получившим степень доктора физико-математических наук. Член-корреспондент АН СССР Кравец Торичан Павлович в своем отзыве об этой диссертации писал: «Своими трудами он совершенно преобразовал эту область знания, сказал в ней то новое слово, которого она ждала пятьдесят лет». Был Фёдоров одним из основателей и организаторов Института физики и математики Академии наук, создал и возглавил здесь лабораторию теоретической физики и руководил ею в течение 32 лет.

Турец — земля талантов

Если обратиться непосредственно к научной деятельности Фёдора Ивановича, то стоит обратить внимание на его работы в области физики элементарных частиц, кристаллооптики, теории упругих волн в кристаллах, квантовой теории поля, теории гравитации.

Явные свидетельства мирового признания его вклада в развитие кристаллооптики многочисленны. Так, например, Дж. К. О’Лоун выделял следующие три периода в развитии этого раздела науки: до фёдоровский, фёдоровский и после фёдоровский.

В 1980 г. Фёдоров получил диплом за открытое им явление бокового смещения луча света при отражении. Оно официально зарегистрировано как научное открытие, а обнаружившие его экспериментально французские физики назвали «сдвигом Фёдорова».

За более чем 60 лет научной, организационной и педагогической деятельности Фёдоров подготовил свыше 40 кандидатов наук, более 10 его учеников стали докторами наук.

Перу Фёдора Ивановича принадлежало более 400 научных работ, в том числе 6 крупных монографий.

Юлия БЕЗНОСИК,