Подвижные игры и живое общение с родителями — залог успешного развития ребенка

В некоторых семьях, как только ребенок самостоятельно, главным его воспитателем становится телевизор или компьютер. По данным ЮНЕСКО, 93% современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения с взрослыми.

Казалось бы, ребенок, сидящий у экрана телевизора, постоянно слышит речь. Разве это не способствует речевому развитию? Какая разница, кто говорит с ребенком – взрослый или герой мультфильма? Разница огромная. Дело в том, что полноценное овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда ребенок не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, тем самым он включен в диалог. Причем включен не только слухом, но и артикуляцией, всеми своими действиями, мыслями и чувствами. Последствия такого времяпрепровождения для детей становятся все более очевидными. Первое из них – отставание в речи. Специальные исследования показали, что 25% четырёхлетних малышей страдают серьезными нарушениями в речевом развитии. Для сравнения, в середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей такого же возраста.

Рассуждая о развивающей пользе телевизора для маленьких детей, родители выдают желаемое за действительное. Да, ребенок «в курсе» – он, как и сверстники, знает, кто такие смешарики и телепузики, погружаясь в яркий мир мультфильмов. Однако телевизор в избытке предоставляет речевые шаблоны, пассивное восприятие которых попросту засоряет ребенку мозг. Ведь отвечать, объяснять и рассказывать телевизору ничего не нужно. Речь, исходящая с экрана, остается малоосмысленным набором чужих слов, не становится своей. Поэтому дети предпочитают молчать или изъясняются криками и жестами.

Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить телевизор и компьютер из жизни детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Чем же можно заменить гаджеты? Конечно, играми! А еще чтением книжек, рассматриванием картинок, рисованием, лепкой и просто живым общением с ребенком на разные темы. Ведь живое родительское общение с малышом не заменит никто и ничто.

Светлана КУРДУН,

учитель-дефектолог ГУО «ДЦРР г.п. Кореличи»

Фото Оксаны ЯНУШ