За круглым столом в газете «Полымя» обсудили, как бороться с нарушениями потребительских прав

В Беларуси 23 декабря 2018 года вступили в силу изменения в закон «О защите прав потребителей». По данным ежегодных социологических опросов, свыше 70% граждан Республики Беларусь хотя бы раз в год сталкиваются с нарушениями их потребительских прав, которые причиняют ущерб здоровью, материальные убытки и моральный вред.

Эту тему за круглым столом в редакции газеты «Полымя» обсудили инструктор-валеолог Кореличского районного Центра гигиены и эпидемиологии Людмила Волосевич, главный специалист сектора экономического анализа отдела экономики Кореличского райисполкома Инна Выдрицкая, заместитель директора Кореличского филиала Гродненского ОблПО Анастасия Урбанович и помощник врача-гигиениста Кореличского районного центра гигиены и эпидемиологии Сергей Тимофеев.

💠 Инна ВЫДРИЦКАЯ:

– До потребителя должна доноситься информация о стране происхождения товара, когда адрес изготовителя и страна происхождения не совпадают. Кроме того, если товар реализуется через интернет, то цена на него должна указываться разборчивым шрифтом. Это позволяет снизить количество случаев заблуждения относительно стоимости.

Также предусматривается право продавца взыскать расходы на хранение товара с потребителей, которые по истечении двух месяцев с момента проведения экспертизы или бесплатного ремонта не явились за товаром без уважительных причин.

В свою очередь упрощен порядок возврата дорогостоящих и сложнотехнических товаров. Например, чтобы вернуть холодильник, раньше необходимо было наличие существенных дефектов. Сейчас появилась возможность возврата такого товара при наличии даже несущественных недостатков, но только в течение 30 дней с момента приобретения.

Всегда много вопросов возникает при проведении гарантийного ремонта. Теперь четко прописано, что его длительность не должен превышать 30 дней.

💠 Анастасия УРБАНОВИЧ:

– Покупатель в течение 14 дней вправе возвратить товар надлежащего качества или обменять его на аналогичный товар другого размера, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый расчет с продавцом. При этом требование покупателя об обмене либо возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца.

Это же правило распространяется на одежду и обувь. Если покупателя не устроил размер, цвет, фасон, то в течение 14 дней он имеет право обменять или вернуть вещь при условии, что в употреблении она не была и бирки на ней не срезаны.

В свою очередь требование о замене некачественного товара продавец должен удовлетворить незамедлительно. Если же продавцу требуется проверить качество товара, то на замену товара отводится 14 дней. За нарушение этого срока потребителю выплачивается неустойка в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки. Если у продавца необходимого товара нет, то на замену предоставляется один месяц.

Отдельно стоит рассказать про дорогостоящий товар. В случае, если его стоимость превышает 400 базовых величин, товар можно вернуть только в случае наличия существенных недостатков.

💠 Сергей ТИМОФЕЕВ:

– Информация о качестве и безопасности продовольственного сырья, пищевых продуктов и биологически активных добавках к пище должна содержаться в сопроводительных документах, на упаковке, этикетках или доводиться до сведения иным способом и включать в себя название и состав пищевой продукции, наименование и место нахождения изготовителя, дату изготовления и срок годности, сведения о наличии компонентов, полученных с применением генетически модифицированных организмов.

Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяются после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки. При приобретении некачественной продукции потребитель вправе предъявить претензию по качеству товара продавцу, изготовителю, поставщику.

Экспертиза пищевых продуктов, как правило, проводится, только если не нарушена упаковка, условия хранения, т.к. в противном случае невозможно доказать, что причина понижения качества является виной изготовителя или продавца.

Всегда берите чек или иной документ, подтверждающий факт приобретения товара. Все без исключения продавцы должны выдавать эти документы. Индивидуальные предприниматели на рынках в том числе. При отсутствии доказательства приобретения товара у конкретного продавца, он может оспорить факт приобретения.

Елизавета МУТИЛОВИЧ
Фото автора