На что следует обращать внимание при обслуживании тормозной системы автомобиля, рассказывает начальник Новогрудского межрайонного отдела ГКСЭ Сергей Овсиенко

Тормозная система автомобиля, безусловно, одна из важнейших в обеспечении безопасности движения. Именно от неё зависит, успеет ли остановиться автомобиль при возникновении опасной ситуации, поскольку Правила дорожного движения предписывают водителю в случае ее возникновения снижать скорость, вплоть до полной остановки транспортного средства. Но так ли часто мы задумываемся над тем, почему у одних владельцев автомобиль проходит гостехосмотр с первой попытки, а у других начинаются проблемы – либо неравномерность торможения левых и правых колёс, либо «ручник» не работает, либо еще какие-то неисправности?

Виной всему, как показывает практика, вовсе не конструктивные дефекты автомобиля, а невыполнение владельцем элементарных правил по эксплуатации, обслуживанию и ремонту своего «железного коня». Вот и ездят по нашим дорогам водители, которые начинают обслуживать и ремонтировать автомобиль тогда, когда он в один прекрасный момент просто-напросто отказывается передвигаться, либо сотрудники «Белгостехосмотра» повторно пригласят к себе для осмотра.

На что следует обращать внимание при обслуживании тормозной системы? В первую очередь, на требования, содержащиеся в инструкции (руководстве) по эксплуатации и обслуживанию автомобиля и сервисной книге. Это своего рода «Библия» автолюбителя. Во вторую очередь – на требования, содержащиеся в Приложении 4 к Правилам дорожного движения и СТБ 1641-2006 «Транспорт дорожный. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки». Но даже если эти документы у владельца отсутствуют по каким-либо причинам, ответственность за участие в дорожном движении на технически неисправном автомобиле с него не снимается. Впрочем, и без них несложно уяснить правила эксплуатации и обслуживания тормозов, они достаточно просты и не требуют каких-то особых навыков и знаний.

Все установленные и заменяемые детали тормозной системы, технические жидкости должны соответствовать требованиям производителя автомобиля. Это первый и самый главный гарант Вашей безопасности. Замена изношенных узлов и деталей, тормозной жидкости должны производиться вовремя. Это второе. Работы по обслуживанию и ремонту должны выполняться владельцем в соответствии с литературой по ремонту автомобиля (в случае самостоятельного обслуживания и ремонта), либо квалифицированными специалистами сертифицированной СТО. Это третье. И четвёртое – эксплуатация тормозной системы должна быть грамотной, не выходящей за пределы её технических возможностей (избегать резких торможений на высокой скорости, длительных торможений на спуске, установки колес диаметром, превышающем допустимый заводом-изготовителем для данной модели автомобиля и др.).

Экспертная практика показывает, что наиболее распространёнными неисправностями тормозной системы легковых автомобилей являются коррозия деталей как дисковых, так и барабанных тормозов, а также стояночного тормоза, что приводит к их неподвижности и слабому либо полному отсутствию затормаживания колёс. Причина возникновения таких неисправностей банальна – несвоевременная замена повреждённых пыльников, оболочек тросов, отсутствие (высыхание, вымывание) смазки, подтекание тормозной жидкости. Стояночным тормозом необходимо пользоваться даже зимой (кроме периодов с перепадами высоких и низких температур и высокой влажности), поскольку только постоянная подвижность его деталей может уберечь их от коррозии и заклинивания. Избежать таких неприятностей можно периодическим контролем и немедленной заменой повреждённых деталей.

Ещё одна причина неполного затормаживания колёс вызвана внутренней коррозией деталей тормозной системы, к чему приводит несвоевременная замена тормозной жидкости. Дело в том, что по своим физическим свойствам она очень гигроскопична. Постоянный контакт с деталями тормозной системы, изготовленными из различным материалов (чугун, дюралевые сплавы, резины, пластмассы и др.), с течением времени также приводит к ухудшению её свойств. Неслучайно производители автомобилей предписывают замену тормозной жидкости не реже, чем раз в 2-3 года.

Кроме коррозии, эксплуатация автомобиля со старой тормозной жидкостью грозит и другой, более опасной неприятностью: при движении в горах, в жару с частыми торможениями возможен перегрев тормозов с образованием паровых пробок, что приводит к практически полному их отказу (тормоза как будто «завоздушились»). Объясняется это тем, что у старой тормозной жидкости резко падает температура кипения: у тормозной жидкости класса DOT-4 при накапливании 3-4% влаги температура кипения падает с 250-270°С до 130-160°С. Поэтому в горах обязательно нужно применять торможение двигателем, включая пониженные передачи на спусках, тем самым переложив часть работы по торможения на двигатель. Эти рекомендации особенно актуальны сейчас, в период начала отпускного сезона и массового отъезда автовладельцев в южные страны с горными серпантинами.

Следующая опасность, которая подстерегает нерадивых владельцев автомобилей – разрыв тормозных шлангов, что, как правило, происходит в критические моменты, когда остановиться нужно как можно быстрее. Причина разрывов – наличие на шланге микротрещин, обнажений нитей оплётки, перетирание, что вызвано чрезмерным сроком эксплуатации, ненадлежащим креплением шлангов и окружающих их деталей кузова, рулевого управления, подвески и выпускной системы. В момент экстренного торможения, когда давление в тормозной системе от резкого нажатия на педаль тормоза внезапно увеличивается до огромных величин (сотни Бар), ослабленный шланг не выдерживает и лопается. Происходит отказ одного из контуров тормозной системы, педаль «проваливается» до пола, торможение автомобиля резко ухудшается. Если водитель в такой стрессовой ситуации, вдобавок ко всему, начнёт «прокачивать» тормоза, или вовсе откажется от торможения, до беды остаётся один шаг. В такой ситуации нужно давить на педаль сильно, в буквальном смысле слова упёршись в сиденье, и уменьшать усилие на педали только при ухудшении устойчивости и управляемости автомобиля (заносе, чрезмерном уводе в сторону).

Не следует эксплуатировать тормоза и до практически полного истирания накладок, в противном случае возможен контакт металлических поверхностей колодок с тормозными барабанами и дисками, что приведёт к ухудшению состояния их трущихся поверхностей. После такой эксплуатации барабаны и диски могут быть приведены в полную негодность, и подлежат ремонту (расточке и шлифовке) или что более вероятно — замене.

Очень важная деталь тормозной системы – регулятор тормозных сил, или «колдун», как часто его называют в водительской среде. Непонимание его назначения, в совокупности с коррозией, приводит к его удалению из тормозной системы, что чревато преждевременной блокировкой задних колёс при торможении с последующим заносом. Естественно, эксплуатация автомобиля с такой неисправностью запрещена Правилами дорожного движения, и технических осмотр без данного узла Вы также не пройдете.

Не следует оставлять «на потом» и неисправности системы «ABS», которая во многих случаях не только способствует уменьшению тормозного пути, но и сохраняет возможность управления автомобилем. Как правило, наиболее частая неисправность данной системы – отсутствие сигнала от датчиков скорости колёс, что вызвано обрывом электропроводки, коррозией электрических разъёмов, внутренними обрывами или межвитковыми замыканиями катушек датчиков. В остальном данная система практически безотказна.

Иногда неисправности тормозной системы приводят к печальным последствиям – происходит дорожно-транспортное происшествие. Выяснением технических причин его возникновения, исследованием поврежденных деталей и узлов транспортного средства, ихвлиянием на возникновение ДТП занимаются эксперты-автотехники управления Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь по Гродненской области, а также ряда территориальных экспертных подразделений. Экспертизы и экспертные исследования проводятся как по постановлениям сотрудников правоохранительных органов, так и на возмездной основе — по обращениям граждан и юридических лиц. Теперь любой желающий может обратиться в данный государственный орган и получить заключение о причинах разрыва колеса, тормозного шланга, заклинивания подшипника и о многих других принципиальных для водителей вещах.

В целом, современные тормозные системы автомобилей очень надёжны и технически совершенны. Обеспечить их безаварийную эксплуатацию – обязанность каждого водителя. Требуется для этого совсем немного – своевременно обслуживать и ремонтировать своего «железного коня». И он не подведёт.