Рожденные в кружевах и крещенные на саблях. В Мирском замке открылась новая выставка

14 августа в Слоновом зале Мирского замка состоялось открытие выставки из частной коллекции Игоря Сурмачевского «Рожденные в кружевах. Крещенные на саблях».

На выставке широко представлены крестильные наборы и платья XVIII-XIX вв.

Выставка посвящена традициям обряда крещения в XVII–XIX вв. на территории Европы, Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой.

Посетив выставку, можно увидеть крестильные наборы и платья XVIII–XIX вв., детские чепчики, украшенные стеклярусом, бисером и расшитые пайетками, серебряные погремушки, куклы того периода времени и многое другое. Отдельным блоком представлены подарки, которыми одаривали младенца и его родителей в связи с этим знаменательным событием.

Обряд крещения на землях Речи Посполитой имел свою особую изюминку. Когда в магнатской или шляхетской семье рождался будущий защитник Отечества, его крещение происходило «на саблях». Мальчика во время сакрального таинства в церкви или костеле держали на скрещенных саблях близкие семьи или крестные родители.

На выставке представлены две персидские сабли XVII–ХVIII вв., на которые положен оригинальный пояс слуцкого типа. На протяжении более чем двух столетий – начиная с последней трети XVI и до конца XVIII в. – кунтушовые пояса являлись чрезвычайно важным аксессуаром шляхетского мужского костюма Речи Посполитой. Кроме роли собственно утилитарной – поддерживать одежду на талии, они выполняли и репрезентативную функцию: широкий шелковый пояс, повязанный поверх кунтуша, показывал принадлежность своего владельца к избранному, шляхетскому сословию страны.

Рождение потомка, которого называли всегда в честь одного из знаменитых предков своего рода, превращалось в большое торжество. На крестины шляхта созывала балы, гремели салюты и застольные виваты.

Особый интерес вызывает сам наряд для крещения младенца. Зачастую на пошив пелены и чепца использовались самые ценные ткани из гардероба матери. Существовала традиция: крестильный набор первенца шить из ее свадебного наряда. До XVII в. младенца во время крещения окунали в воду полностью, поэтому крестильный наряд: пеленальная лента, чепчик на завязках и большая постилка, изготавливали с условием того, чтобы младенца можно было легко раздеть и одеть. В начале XVIII в. церемония таинства меняется, полное окунание младенца в воду уже не требуется. В связи с этим и одежда становится более сложной. Появляются крестильные платья, которые не нужно было снимать во время таинства.

Крестильная одежда мальчиков и девочек практически не имела отличия, поскольку младенцев зачастую отождествляли с небесными ангелочками, не имеющими пола. Мальчиков одевали в платья с XV–XVI вв. вплоть до 1920-х гг. Это указывало на то, что он находился под опекой матери до 4-8 лет, прежде чем переходил на воспитание к отцу.

Кстати сказать, разделение цветов на розовый для девочек и голубой для мальчиков стали применять только в ХХ в. До конца ХІХ в. в Европе их использовали наоборот: красный – цвет Христа для мальчиков, голубой цвет Божьей Матери для девочек.

Особого внимания заслуживает тема кружевоплетения. На выставке можно увидеть знаменитое итальянское кружево XVIII в., выполненное в технике ретичелло, кружево «gros point de Venese» XVIII–XIX в., французское кружево пуант-ляс, коклюшки и многое другое.

Выставка продлится до 15 января 2021 г.

Стоимость билета для взрослого – 3 руб., для школьников и студентов – 1 руб. 50 коп.

Ольга НОВИЦКАЯ,
заместитель директора учреждения “Замковый комплекс “Мир”
Фото Олега ХВАСЬКО