21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы

Мы прекрасно понимаем, а если бы не понимали, то могли бы догадаться, что наше спасение началось с рождения Христа в Вифлееме. Как бы там ни было, именно тогда вечный Бог-Слово воспринял плоть и появился на свет среди нас ради нашего спасения. Но то, что мы празднуем двунадесятый праздник Рождества Пресвятой Богородицы, показывает – мы действительно хорошо знаем и понимаем также и то, что настоящим началом нашего спасения стало не рождение Иисуса, а рождение Марии. Чтобы произошло такое исключительно важное событие, как рождение Бога воплощенного и союз неба с землей и бесконечного с временным, должна была быть проведена определенная предварительная подготовка. Мария была выбрана для роли матери Христа не случайно и не в последнюю минуту. Как и все те, кто был непосредственно связан с домостроительством спасения, Она была выбрана при рождении и всю жизнь готовилась к исполнению Её божественной роли.

Именно так Господь поступал всегда. Поэтому Иеремия был поставлен пророком для народов еще до его рождения (Иер. 1:5), Павел от утробы матери был призван на благовествование язычникам (Гал. 1:15), а Иоанн Предтеча исполнился Духа Святаго еще от чрева своей матери (Лк. 1:13). Помня про то, что так поступает Господь, можем ли мы всерьез поверить, что Женщина, избранная, чтобы носить под сердцем, учить и воспитывать воплощенного Сына Божия, была случайно выбрана в последнюю минуту? Нет! Как и жизни праведников, живших до и после Неё, Её рождение и формирование как личности были запланированы и стали частью спасения мира. Когда Архангел Гавриил был наконец послан к Ней с вестью о том, что Она была избрана для того, чтобы стать матерью Мессии, ему не пришлось волноваться о том, как Она воспримет весть и скажет ли «Да будет мне по Слову Твоему». Она в буквальном смысле была для этого рождена, и все события в жизни этой юной девушки вели к этому моменту. Наше спасение началось еще до рождения Христа в Вифлееме, его настоящим началом является появление на свет Марии.

Тот путь духовного становления, который прошла Богородица со времени Её рождения, показывает нам – для вочеловечения Христа Богу нужна была не просто женщина с её способностью выносить дитя, Ему требовалась настоящая мать во всех смыслах этого слова. Рождение Иисуса означало не конец Её миссии, а только начало, ведь Христос должен был не только получить человеческое тело, но и получить семью – мать, отца, а также дальних братьев (используется слово «дальние», поскольку речь идет не о детях Марии). Именно эта семья оставалась с Ним до конца и пребывала в Иерусалиме с двенадцатью апостолами, ожидая сошествия Духа Святаго (Деян. 1:14). Именно эту семью преобразил Дух Святой, превратив ее в Церковь, и именно к этой семье мы присоединяемся через святое крещение, ведь Церковь и есть семья Христова, и те, кто исполняет волю Отца, и есть для Христа матерь, братья и сестры (Мк. 3:35).

Рождество Пресвятой Богородицы – праздник, с которого начинается церковный год, день, который напоминает нам, что смысл нашего спасения  состоит в присоединении к семье, в которой Мария является матерью. Господь начал спасение и воссоздание мира с того, что на свет явилась эта маленькая девочка. Её рождение предвозвестило новое рождение для каждого, а плач Её Младенца принес добрую весть о том, что спасение почти пришло.

Анатолий ШЕЛЕСТ,
протоиерей настоятель Свято-Воскресенского храма агр. Луки