Единственная жительница деревни Лужа Кореличского района – о нашествии дачников, летчике с медведем и современных ценностях

Деревень с интересными или смешными названиями на Гродненщине немало: Бали, Мали, Миссури, Зязи, Огрызки… В богатом на историю Кореличском районе среди болот и лесов притаилась крохотная деревушка Лужа. Название, прямо скажем, неблагозвучное. Когда-то здесь дружно отмечали свадьбы, провожали в последний путь, задирались на дискотеках, помогали друг другу копать картошку. А сегодня можно встретить только соскучившуюся по общению бабушку Ирину. Но это кажется на первый взгляд. В последние годы в Луже и ее окрестностях активно строят крутые фазенды столичные жители, пишет СБ.
— В деревне на сегодня зарегистрированы 11 человек, но фактически проживают только двое, — рассказывает председатель Мирского сельсовета Александр Маркевич. — Когда похолодало, одну бабушку родственники увезли на зимовку в город. Осталась только Ирина Самковская 1941 года рождения. Ее дети забирают тоже в большие морозы. Как видите, домики кругом новые, дорогие. Покупают в основном минчане. Для них 100 километров — не расстояние. Активно начинает обживаться деревня Любно, которая расположена недалеко от Лужи. За 200—250 долларов могу предложить неплохие варианты. В Мире, конечно, значительно дороже. Сейчас вот продаем неплохой дом за 11 тысяч рублей.
a56187445279ca38dd9e170e3bddb734.jpg
 
Глава сельсовета рассказал, что не так давно из Лужи на близлежащий хутор уехал парапланерист Иван Красовский. Купил заброшенный дом с большим участком земли для расширения агротуристической деятельности. Он известен белорусам как «мужик с бревном». Два года назад о падении спортсмена рассказывали все средства массовой информации, в том числе и зарубежные. После перенесенных двух сложнейших операций он снова вернулся в Лужу…

— На территории Мирского сельсовета 16 деревень плюс поселок Мир, — рассказывает о своих владениях собеседник. — Ряды местных жителей, к сожалению, редеют с каждым годом. В некоторых населенных пунктах осталось по одному-два человека. Проблемы, которые волнуют население, схожи: дороги, качество воды, благоустройство. К медицинскому обслуживанию претензий нет. Мирская горпоселковая больница по звонку отправляет бригаду в самые отдаленные деревушки. А вот по соцобслуживанию вопросы есть. Приходится ездить, контролировать.

 
Мокрого места не осталось
 
Каково жить человеку, родившемуся в Луже? Единственная жительница Ирина Сергеевна Самковская вышла замуж, переехала сюда, а вот в свидетельстве о рождении двоих ее детей в графе «Место рождения» стоит: д. Лужа Кореличского района. Они давно выучились, стали успешными людьми, живут в Минске. Благодаря их стараниям родительский дом скорее напоминает благоустроенную дачу со всеми удобствами.
 
1d8f5da6797044ea6b27ae32a262955d.jpg
— Соседку забрали, потому что ей печку топить некому, — говорит хозяйка, опираясь на трость. — Сама вот упала несколько лет назад. Давление тогда подскочило. Вот теперь кульгаю. 

Ирина Сергеевна вспоминает, как деревня жила раньше:

— Раньше свадьбы интересно отмечали, молодых рушником связывали, на подушку усаживали, гуляли всей деревней, музыкантов приглашали. Но работать надо было много. Держали коней, овец, коров. Пенсию получаю. На все хватает. Молодые не знают, как раньше жили. Все жалуются, что денег нет. Пожили бы они в мое время. Как насмотрюсь телевизора, так спать не могу. Переживаю. Нет ничего важнее мирного неба над головой, детки. Берегите свою страну, говорите спасибо за то, что имеете.

 
Деревня Лужа мало напоминает традиционную, так как дома расположены достаточно далеко друг от друга.

— Пока справляюсь, — признается бабушка Ирина. — Автолавка приезжает два раза в неделю. Сама не дойду, так пишу продавщице на бумажке, что купить. Она и приносит.

Пожилая женщина рассказала, что в деревне живет летчик с медведем. Но своими глазами она их не видела. Живут далеко от ее дома. Общается только с дачниками, которые приезжают на выходные. Они обосновались напротив, выкупив пустующую хату. Хорошие, говорит, люди.

 Не знаю, почему Лужу назвали Лужей. Может быть, потому что болота тут недалеко — «залужаныя» берега речки Неман. По молодости здешние люди стеснялись говорить, откуда родом. Отвечали просто, что недалеко от поселка Мир. А здесь, на месте, все друг друга знали. Чего стесняться? Сейчас умерли все почти. Вот Леонтьевич (председатель сельсовета) знает. С его матерью много лет проработали на птицефабрике. Муж мой на местном торфозаводе работал. Давно его нет. Хорошо, дети и внуки приезжают каждую неделю.

c488c0cdf3fcec5242902462029cc7f0.jpg
Путешествие большой медведицы
 
Территория агроусадьбы, где обосновался тот самый «летчик» Иван Красовский, окружена высоким железным забором. Молодой человек в рабочей одежде объяснил, что хозяина сейчас нет на месте. Обещал приехать на выходные. Но он с удовольствием все покажет и расскажет.
Сергей Демидович — местный житель. Вместе с другим персоналом он находится на агроусадьбе постоянно.

— Строим дом, облагораживаем территорию, кормим животных, — перечисляет обязанности сельчанин. — У нас здесь пять лошадей, пони и медведица Жизель. Она когда-то выступала в цирке. Работы тут хватает. Уже, как видите, выкопали водоем. В сельской местности не так просто найти что-то по душе и с достойным заработком. 

Вот такую «картину мира» можно наблюдать в деревушке Лужа. В целом она характерна для сельской местности. После закрытия дачного сезона деревни пустеют. В новых домиках, построенных состоятельными горожанами, редко зажигается свет.