Узор на рушнике крестьянки из-под Сенно Матрёны Маркевич, вытканный в 1917 году, украшает национальный флаг Республики Беларусь

…Женщина опустилась на колени перед образами в красном углу избы. Ее губы беззвучно творили молитву, идущую от самого сердца. Она клала поклоны и осеняла себя крестным знамением. Она просила у Бога благословения на начинаемую работу – такой обычай издавна существовал на Витебщине, ведь так делали и ее мать, и ее бабушка. На дворе стоял тяжелый 1917-й год…

На полотне, выходившем из-под рук мастерицы, оживали древние, заповедные  символы белорусов. Вот большой ромб в центре орнамента. Это древний символ восходящего солнца, дарящего и тепло, и свет, и урожай. «Рога» — символ богатства и благосостояния. Засеянное поле означают две линии, расположенные накрест, и точки возле этих линий. Ромбы, которые соединены между собой и находятся вверху и внизу орнамента, символизируют продолжение жизни и возобновляющихся хлебов. А вот по четыре ромба сверху и снизу с черточками  —  это мольба  о том, чтобы все просьбы людей осуществлялись.

Вы, конечно же, узнали мастерицу Матрёну Сергеевну Маркевич и ее знаменитый узор, который украшает Государственный флаг нашей страны. Кто эта женщина? Как сложилась ее судьба? И как случилось так, что созданный ею орнаментальный рисунок появился на главном символе Республики Беларусь?

Матрёна Маркевич (в девичестве Кацер) родилась в 1886 году в деревне Климовичи в большой трудолюбивой крестьянской семье. Шить, ткать, вышивать и вязать она в совершенстве выучилась с детства. С Алексеем Маркевичем их сосватали, когда тот вернулся со службы в царской армии. Он шил кожухи, гнал деготь. Матрёна Сергеевна свое рукоделие носила продавать в Сенно.

Тучи над семьей сгустились во время коллективизации.  В 1937-м  году единоличник Маркевич наотрез отказался вступать в колхоз. На него написали донос. Через два месяца в Орше  после приговора “тройки” НКВД  Алексея Захаровича расстреляли за антисоветскую агитацию. В 1989-м его посмертно реабилитировали. Матрёна, после конфискации  всего имущества, с детьми вынуждена была прятаться у добрых людей.  Очередной раз на волосок от смерти она оказалась во время фашистской оккупации. Она пекла хлеб для партизан, и вместе с братом носили его в лес.  Об этом пронюхали полицаи  и вызвали в Костелище карателей. Те собрали жителей на кладбище и зачитали им смертный приговор. Но из лесу в этот момент послышались выстрелы. Забыв о пленных, фашисты тогда разбежались. В Костелище Матрёна Сергеевна не вернулась. Это спасло ей жизнь. Фашисты все-таки сожгли деревню вместе с жителями.

Огромную роль в истории с орнаментом сыграл родной брат Матрёны Михаил Сергеевич Кацер — доктор искусствоведения, профессор. Накануне Великой Отечественной войны Михаил окончил Московский институт истории, философии и литературы. Поступил в аспирантуру при знаменитой Третьяковской галерее. Но война спутала все планы. В ноябре 1941-го под Москвой политрук 525-го противотанкового полка Кацер был тяжело ранен. Лечился в Киргизии. Затем приехал в Москву, защитил кандидатскую по белорусской архитектуре XIII — XVI веков. Он был одним из первых ученых  в  Советском Союзе, открыто говорившем о самобытности и оригинальности белорусского искусства.

Когда в начале 1950-х  годов Верховный Совет БССР поручил Академии наук сделать эскиз флага, в рабочую группу включили и Михаила Кацера.    В довоенных архивах “Белпромсовета” он отыскал рисунок узора сестры под названием “Восходящее солнце”. На его основе художник Михаил Гусев подготовил проект, который в декабре 1951-го утвердили. Некоторые полагают, что орнамент Матрёны Маркевич  появился на флаге  лишь благодаря родству с Михаилом. Это не так. Выбор в пользу Матрениного узора  был сделан коллегиально. К тому же ее орнамент уже был адаптирован для использования в легкой промышленности. Около бывшей  деревни Костелище сохранилось лишь сельское кладбище, где в 1957 году похоронили знаменитую мастерицу.

К сожалению, и Михаил Сергеевич трагически погиб при пожаре на собственной даче под Минском в 1995 году. Аутентичный рушник с узором его сестры тоже не сохранился. Возможно, он сгорел на даче вместе с архивом. В Сенно Матрёне Сергеевне Маркевич установлен памятник.

 

Валерий БРАНТ,

учитель истории средней школы г.п. Мир имени А. Сташевской