В Кореличском районе более 300 детей с особенностями психофизического развития получают специальное образование

«Все начинается с детства». Это известное классическое изречение очень точно дает объяснение, каким ребенок будет в будущем, какой путь он выберет, какими принципами будет руководствоваться.  А мы, взрослые — родители, педагоги — призваны помочь детям в выборе приоритетов, а для этого необходимо заложить  нравственные устои, дать правильные моральные понятия, сформировать понятия здорового образа жизни и желания им следовать.

Дефектолог Людмила Заблоцкая за работой

Реалии современного мира показывают четкую  тенденцию к увеличению числа детей, нуждающихся в специальной помощи.  К сожалению, наблюдается рост  нарушений  в развитии детей. На современном этапе развития специального образования сложилась развитая система специальной помощи как в республике в целом, так и в нашем районе.

История оказания специальной помощи детям с особенностями в развитии берет свое начало с 1992 года.  22 февраля в ГУО «Ясли-сад №1 г.п. Кореличи» был создан первый логопедический пункт, у  истока которого была учитель-дефектолог Л.А. Заблоцкая. Спустя год логопедическая помощь оказывалась уже на базе детского сада №2 г.п. Кореличи (учителя-дефектологи Е.Ю. Платун, Л.П. Трофимчик).

С 2001 года логопедические пункты были реорганизованы в пункты коррекционно-педагогической помощи. На сегодняшний день они открыты в 4 дошкольных учреждениях образования и 9 учреждениях общего среднего образования для 130 дошкольников и 95 учащихся района.

В 1999-2000 учебном году открыты первые три класса интегрированного обучения и воспитания в ГУО «Гимназия №1 г.п. Кореличи»,  ГУО «Лукская СШ» и ГУО «Циринский УПК д/сад-СШ», в которых 4 учащихся с особенностями развития стали получать квалифицированную помощь специалистов. Сегодня 7 школьников обучаются на дому и 15 учащихся получают знания в 14 классах интегрированного обучения и воспитания  на базе 10 учреждений образования.

Первая специальная группа для 12 воспитанников была открыта в 2011-2012 учебном году в ГУО «ДЦРР г.п. Кореличи» (учитель-дефектолог Н.С. Турлюк). В текущем учебном году 22 воспитанника ГУО «ДЦРР г.п. Кореличи» получают квалифицированную помощь учителей-дефектологов С.Н. Курдун, О.Н. Колола в двух специальных группах. 31 дошкольник получает специальную помощь в 8 группах интегрированного обучения и воспитания в 6 учреждениях образования: ГУО «Ясли-сад № 1 г.п. Кореличи» — учитель-дефектолог Л.А. Заблоцкая, ГУО «ДЦРР г.п. Кореличи» — учитель-дефектолог О.Г. Суран, ГУО «Ясли-сад г.п. Мир» — учитель-дефектолог Е.В. Русецкая, ГУО «Красненский УПК д/с-СШ» — учитель-дефектолог Е.А. Ракович, ГУО «Турецкий УПК д/с-СШ»— учитель-дефектолог Т.В. Кистень, ГУО «Жуховичский д/сад» — учитель-дефектолог Т.И. Пожарицкая.

Решением Кореличского районного исполнительного комитета  от 26 августа 2003 г. в районе был открыт Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. В начале деятельности в штатном расписании Центра числились 4,75 ставки  сотрудников, из которых 4 являлись ставками  педагогов (директор Е.А. Ошманкевич, учителя-дефектологи Л.Б. Иваненко, С.Н. Курдун, педагог социальный И.В. Лагута). К 2020 году штат сотрудников предполагает в своем составе 19,29 штатных единиц. Сегодня в Центре 3 детей в возрасте до 3-х лет получают помощь специалистов, функционирует  дошкольная группа и 2 класса для 3 воспитанников и 8 учащихся (учителя О.В. Самец, Е.Н. Шевельдина).

Таким образом, на данный момент сеть специального образования района успешно функционирует, выполняя свое гуманное предназначение в комплексной коррекционной поддержке и специальной помощи для 314 детей с особенностями психофизического развития.

Нет нужды объяснять момент значимости и необходимости системы специального образования в реалиях современного мира. Педагог, работающий в данной системе, свободен в выборе средств и методов коррекционного обучения. Итог работы всегда очевиден и значим: 58,5% детей, посещающих коррекционные занятия учителя-дефектолога в минувшем учебном году, исправили свои речевые нарушения.

И в настоящее время педагог   системы специального образования должен быть специалистом с гуманистически ориентированным профессиональным мировоззрением, понимающий и принимающий проблемы детей с ограниченными возможностями и содействующий решению этих проблем.   Такие люди и работают в системе специального образования нашего района.

Сегодня  от чистого сердца я хочу сказать педагогам системы специального образования  большое спасибо за труд, терпение, умение находить в каждом ребенке талант, за старания и поддержку. Искренне желаю вам здоровья, благополучия, крепких сил и замечательного настроения.

Елена ОШМАНКЕВИЧ,
директор ЦКРОиР