О Крещении Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа рассказывает настоятель Св.-Вознесенского храма, агр. Еремичи иерей Михаил Назаревич

Праздник Крещения Господа нашего Иисуса Христа называется еще и Богоявлением потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица.

Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «седящих во тьме и сени смертней» (Мф. 4, 16) и спасти по благодати падший человеческий род.

Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении.

В III веке на праздник Богоявления известны беседы при Богослужении святого мученика Ипполита и святого Григория Чудотворца. В последующие столетия,  с IV по IX век,  все великие отцы Церкви:  Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Иоанн Дамаскин, проводили особые беседы о празднике Богоявления.

Преподобные Иосиф Студит, Феофан и Византий написали много песнопений на этот праздник, которые поются и сейчас за Богослужением. Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы «водами погребсти человеческий грех», исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить «водное естество» и подать нам образ и пример Крещения.

Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира.

Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27).

Праздник Святого Богоявления должен всех нас научить тому, что мы спасаемся Божией благодатью, и все, что мы совершаем, мы совершаем настолько, насколько это угодно Богу. Принимая сердцем великое откровение о Богоявлении, мы должны отвечать на него своей горячей верой, смирением, покаянием в грехах… И пусть Господь, даровавший нам сегодня радость благодатного общения и в таинстве освящения воды, которое совершается после Божественной литургии, дает силы на то, чтобы жить в соответствии с Его законом, Его заповедями, Его волей.

И Крещенской водой, великой святыней, окропим свои дома, освятим себя этой водой и получим  большую пользу для спасения души и здоровья тела.

 

Иерей Михаил НАЗАРЕВИЧ,

настоятель Св.-Вознесенского храма, агр. Еремичи.