Перспективная разработка для фармацевтики. Гродненские ученые вошли в топ-10 по версии НАН Беларуси за 2020 год

В топ-10 НАН за 2020 год вошли самые значимые разработки белорусских ученых.

В топ-10 результатов деятельности ученых Национальной академии наук за 2020 год в области фундаментальных и прикладных исследований вошли самые значимые разработки белорусских ученых. Заслуженное место в списке лучших занял коллектив авторов отдела биохимической фармакологии Института биохимии биологически активных соединений НАН Беларуси и кафедры биохимии Гродненского государственного университета имени Я.Купалы. Такой высокой оценки труда ученые удостоены за разработку биомедицинской технологии восстановления клеток печени на основе комплекса физиологически активных соединений, обладающих высокой антиоксидантной и противовоспалительной активностью.

Институт биохимии.jpg
Изучением патологиии подходов лечения при заболевании печени гродненские ученые занимаются уже более 30 лет. Исследования такого продолжительного периода времени позволили сделать немало значимых открытий, но отличия последних разработок, по словам доктора биологических наук, профессора Вячеслава Буко, заключаются в работе с перспективными растительными субстанциями и повышением их усвояемости в организме, растворимости и фармакологической активности.
Буко.jpg

–Говоря простым языком, мы соединяем растительные субстанции, которые, как правило, очень трудно усваиваются организмом, с крахмалоподобными веществами – циклодекстринами. Последние не несут никакого вреда для организма, хорошо метаболизируются и нередко даже используются как пищевые добавки. В одном из исследований мы объединили бетулин – вещество, выделенное из коры березы, и циклодекстрин, – рассказал Вячеслав Буко. – В результате этого провели обширное исследование с привлечением ученых из Германии, Польши, Казахстана, которые занимались химическим анализом – и получили полную физико-химическую характеристику этого комплекса с помощью самых современных методов.

Эффективность соединения таких веществ оценили на модели экспериментальной патологии печени у лабораторных животных. Результат, по словам ученых, превзошел ожидания, он значительно превышает эффект использования чистого бетулина. Кроме этого, провели исследования и дали полную характеристику соединения еще одного перспективного для использования в медицинской практике вещества – кверцетина.

Вторая часть разработки посвящена синтетическому соединению. Большая работа в этом направлении была проделана совместно с немецкими коллегами из университета города Ульм. Изыскатели выявили высокую противовоспалительную эффективность препарата и его перспективность для лечения патологий печени.
Заводник.JPG

– Мы сформулировали и доказали гипотезу, согласно которой благоприятные гепатопротекторные эффекты исследуемых соединений растительного происхождения опосредованы предотвращением нарушений структуры и функции печени при токсическом поражении, что, в свою очередь, можно объяснить антиоксидантной, регуляторной, мембраностабилизирующей активностью. Повышение растворимости, эффективности, уменьшение токсичности, регуляция скорости и степени высвобождения лекарственных средств из различных носителей – важнейшие задачи современной фармацевтики, – отметил Илья Заводник, доктор биологических наук, профессор кафедры биохимии ГрГУ имени Я. Купалы. – И плодотворное сотрудничество Института биохимии и нашей кафедры позволило сделать значимые открытия, которые будут полезны как для представителей фармацевтической отрасли и мирового научного сообщества, так и для пациентов, нуждающихся в лечении патологии печени.

74f828ee90e02f1c36933abf612d08cc.jpg

То, как будут использованы результаты разработки, зависит от учреждений, занимающихся производством и клиническим испытанием лекарственных препаратов. Авторы исследования не сомневаются: вопрос внедрения – большая работа ученых совместно с фармацевтической индустрией.

Оказаться в десятке лучших, рассказал Илья Заводник, было не так просто. Одно из главных требований – наличие публикаций результатов исследования в высокорейтинговых международных научных изданиях. К слову, в топ-10 гродненским исследователям удалось войти не впервые: разработка, проведенная в отделе биохимической фармакологии Института биохимии под руководством профессора Вячеслава Буко в соавторстве с кафедрой биохимии Львовского университета в области изучения лечения патологий печени получала признание Национальной академии наук в 2015 году.
cc4b4cf67d4956db2854bbe6c422cab4.jpg