Петр Петровский: «Сложно представить более плюралистический и открытый подход к реформам, чем сейчас в Беларуси»

Продолжаем обсуждать на страницах издания проект программы социально-экономического развития страны на ближайшие пять лет и предстоящие изменения в общественно-политической жизни. Специально для «ГП» эксперт РОО «Белая Русь» Петр Петровский высказал личное мнение о проекте программы, перспективах развития Гродненского региона, возможностях роста малых городов, подходах к обновлению партийной системы и исключительной открытости конституционной реформы.

– Проект программы социально-экономического развития страны на новую пятилетку, как утверждают эксперты, прорабатывался с учетом глобальных вызовов и новых мировых реалий. На ваш взгляд, в каких положениях представленной стратегии закреплен адекватный и продуманный ответ тем трудностям, которые в период глубоких перемен переживает мир?

000051_7E37A9A36E2FE6D9432586090040222F_122205.jpg

– Программа учитывает реальные условия, в которых сегодня существует мир, – коронакризис, усиливающееся геополитическое противостояние, санкционный режим в отношении Беларуси. Никакого популизма в этой программе нет. Разработчики ставили главной задачей сконцентрировать имеющиеся ресурсы, которые собственными силами можно направить в наиболее важные сферы жизни общества. Важнейший приоритет – семья и семейные ценности, стимулирование рождаемости. Причем если в прошлую пятилетку ставка делалась на помощь многодетным семьям от трех детей и больше, то сейчас государство пришло к выводу: стимулировать родителей на дальнейшее пополнение семьи нужно уже при рождении второго ребенка. Второй значимый момент – сильная социальная составляющая: укрепление социальных гарантий, преодоление дисбаланса регионального и столичного развития, чтобы заработная плата и качество инфраструктуры в агрогородках, районных центрах, областных городах и столице были максимально приближены друг к другу и соразмерны. Ну, и, пожалуй, третий ключевой акцент – внедрение новых стратегических технологий в производство. Модернизация, как обещают, будет проходить под обязательства с требованием отдачи и только в ракурсе передовых инноваций – роботизации, автоматизации, информатизации. Параллельно взят курс на повышение компетентности наших специалистов, чтобы они умели работать в более сложных направлениях и отраслях.

– В числе ключевых приоритетов, выдвинутых программой, – сильные регионы. В чем основной потенциал развития Гродненской области, и какие выигрышные преимущества есть у нас, которыми стоило бы воспользоваться?

– Гродненщина отличается развитым сельским хозяйством. Здесь еще с советских времен создавались сельскохозяйственные комплексы закрытого цикла – от поля до прилавка с готовой продукцией. Нужно, на мой взгляд, продвигаться по пути создания агрохолдингов. Кроме того, на территории области построена и введена в эксплуатацию Белорусская атомная электростанция, что наверняка позволит региону иметь некоторые преференции в инфраструктуре подачи электроэнергии. В малых и средних городах есть резон стимулировать производство товаров, удовлетворяющих повседневные нужды. Такие предприятия, с одной стороны, дали бы новые рабочие места, а с другой – возможность импортзамещения.

40fa5b4253d8b4005373836209ec8dac.jpg

– А что насчет туристического потенциала?

– Насколько мне известно, на Гродненщине сосредоточено около 60 процентов памятников архитектуры всей страны. Безусловно, это высокий туристический потенциал. Однако, чтобы успешно развивать сферу туризма, нужно создавать сопутствующую инфраструктуру. Можно делать ставку, к примеру, на кулинарный туризм, тесно связанный с местными обрядами и традициями. Регион должен продемонстрировать гостям и капитализировать свой колорит, которого нет в других областях, популяризировать маршруты не только на внешнего, но и на внутреннего туриста. К примеру, в Гродно находится комплекс зданий самого старого в стране пивзавода. Работа по его возрождению должна сочетаться с кластерным подходом, музеефикацией, предоставлением широчайшего спектра услуг, удовлетворяющих не только потребительскую, но и познавательную потребность человека.

3aeb1321739f5492f55db57aa4c500e4.jpg

– В интервью нашей газете декан факультета философии и социальных наук БГУ политолог Вадим Гигин высказал интересную мысль о том, что Гродно мог бы стать удобным центром для развития IT-отрасли. На самом ли деле гродненский регион мог бы развить свой «айтишный» сектор?

– IT-отрасль, как известно, не требует концентрации специалистов в какой-либо определенной территориальной точке. Коронавирус продемонстрировал нам возможности удаленной работы. Думаю, стоит делать акцент на том, чтобы «айтишники» селились не в столице и областных центрах, а в малых городах. Работа в отрасли достаточно высокооплачиваемая, позволяющая иметь собственный дом, участок земли, автомобиль для комфорта передвижения. Уверен, для многих состоятельных семей это куда более привлекательная перспектива, чем жить в городской квартире. Идею можно развивать и продвигать, обеспечив небольшие населенные пункты быстрым интернетом, базовой инфраструктурой, хорошими дорогами, торговыми объектами.

5d28b0a833fae16a97206a13cda82513.jpg

– Сегодня все чаще встает вопрос об оттоке молодежи из малых городов и деревень, а между тем без молодых грамотных, инициативных людей невозможно дать регионам шанс на полноценную жизнь. Некоторые эксперты считают, что процесс урбанизации естественен и непреодолим, а триада «хорошая зарплата – доступное жилье – развитая инфраструктура» во многих случаях не срабатывает. Что лично Вы думаете по этому поводу?

– Жизнь в малых и средних городах, в собственных домах, на личных земельных участках должна стать трендом. Мы должны позиционировать любовь к малой родине, спокойной размеренной жизни, ставить психологический комфорт в противовес напряженному ритму больших городов и мегаполисов, где быстро устаешь, сложно отдохнуть и расслабиться. Существует большое количество сфер жизни, которые могли бы создавать точки роста в малых населенных пунктах. Вспомним еще раз тот же IT-сектор. Правда, в таком случае правильным было бы, на мой взгляд, предусмотреть дифференциацию в налогообложении.

– Проект программы социально-экономического развития ставит акцент на создании инновационных производств, кластеров и технопарков на региональных площадках. Насколько на Гродненщине сквозь призму этой цели можно реализовать приоритет программы государство-партнер?

– Государство-партнер – это государство, которое создает условия для реализации позитивных инициатив. Сейчас сложно говорить определенно по этой теме, так как все будет зависеть от международной конъюнктуры, кредитной истории, желания инвесторов. В мире время турбулентности, когда нет возможности качественно прогнозировать все риски – каждый день что-то меняется. Государство со своей стороны в плане создания инфраструктуры, подготовки кадров и многих других аспектов сделает все возможное, но нельзя не учитывать внешние факторы.

– Беларусь, являясь социально-ориентированным государством, стремится к тому, чтобы люди по всей стране имели максимально равные условия в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг. Возможно, в этом вопросе Вы могли бы провести параллель с другими знакомыми вам странами?

– Пожалуй, параллель нужно проводить со скандинавскими странами, где такая же низкая плотность населения, перенимать их опыт. Почему? Давайте говорить откровенно, построить больницу или школу в каждой деревне не получится. Нужно создавать определенные социальные кластеры, центры обслуживания, намечать территориальные точки роста и формировать вокруг них всю инфраструктуру. Взять хотя бы планы по созданию сети межрегиональных опорных клиник в Беларуси, где будут сконцентрированы высокотехнологичное медицинское оборудование и высококлассные врачебные кадры. На мой взгляд, это и есть пример подобного подхода.

7f2d6406a1594f17c785ba0ee46801e8.jpg

 

– Наряду с конституционной реформой в обществе активно обсуждается партийное строительство. Как можно оценить существующую сейчас в стране систему политических партий, и какое значение будет иметь для всех нас ее обновление?– Беларусь находится в чрезвычайном геополитическом положении, и заимствование западных методов политического управления нецелесообразно. Опыт тех стран, которые имели схожие стартовые возможности, как и у нас, – Армении, Грузии, Украины, Молдовы, демонстрирует, что подобный путь заимствования приводит к тому, что ситуацией начинают пользоваться внешние игроки для достижения собственных политических целей. Как сказал Президент: Россия нас боится потерять, а Запад хочет получить по дешевке. Поэтому очень важно двигаться вперед своей, четко намеченной дорогой. Стимулировать развитие партийной системы важно, но ни в коем случае нельзя все сводить к тому, что демократия – это партократия. Наше гражданское общество и общественные инициативы должны быть суверенными и не зависящими от внешнего влияния. По моему мнению, нужно запретить на конституционном уровне финансирование политических партий, общественных объединений, некоммерческих организаций из-за рубежа. Вместо этого использовать грантовые механизмы материальной поддержки со стороны государства. Это будет стимулировать развитие, подчеркиваю, именно суверенного гражданского общества.

– О необходимости перемен в общественно-политической и социально-экономической жизни общества сейчас много говорится. А, по вашему мнению, какие это должны быть конструктивные изменения?  

– Как делегат Всебелорусского народного собрания могу сказать следующее: в ходе диалоговых площадок, встреч, дискуссий и обсуждений мы собрали около 20 тысяч предложений. В результате работы форума будет сформирован оптимальный пакет предложений. После его вынесут на общереспубликанский референдум. Процесс проходит широко и максимально открыто. Скажу прямо, более плюралистический подход к реформам, чем сейчас в Беларуси, сложно даже представить.

#VI Всебелорусское Народное Собрание #общество