Какие изменения планируют внести в новый Кодекс об образовании? Комментирует начальник главного управления образования облисполкома Руслан Абрамчик

Какие изменения планируют внести в новый Кодекс об образовании? Комментирует начальник главного управления образования облисполкома Руслан Абрамчик

Потребность в изменениях законодательства оправдана и вызвана необходимостью отвечать на вызовы современности.

Депутаты на заседании пятой сессии Палаты представителей Национального собрания Беларуси приняли в первом чтении законопроект «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании». Основные новшества коснутся функционирования детских садов, школ, колледжей и вузов. Кроме того, в документе официально закрепят дистанционное обучение.

Как подчеркнул начальник главного управления образования облисполкома Руслан Абрамчик, потребность в изменениях образовательного законодательства оправдана и вызвана необходимостью отвечать на вызовы современного общества.

Абрамчик.jpg

– Последний раз Кодекс об образовании обновлялся в 2011 году, прошло практически 10 лет. И, разумеется, изменения необходимы, – сказал Руслан Абрамчик. – Нет сомнений, что каждое, даже самое незначительное новшество будет направлено исключительно на развитие системы образования нашей страны, создание современных и максимально комфортных условий для всех участников образовательного процесса.

IMG_2109.jpg

Одной из важнейших новаций начальник главного управления образования назвал унификацию структур учреждений образования. Так, уменьшится количество типов учреждений образования, уйдет такая формулировка, как «ясли-сад», останутся только детские сады и дошкольные центры развития ребенка. Подобные изменения коснутся и средних специальных учреждений образования, что позволит избежать путаницы между общеобразовательными и профессионально-техническими лицеями. Все учреждения профессионально-технического и среднего специального образования согласно новому Кодексу будут называться профессионально-техническими колледжами. Но это не значит, что будут закрыты лицеи. Они останутся теми же учреждениями, дающими подготовку на уровне профессионально-технического образования, изменится по факту лишь название.

Новации Кодекса затронули и высшее образование. Как и прежде, останутся три типа учреждений: институт, университет, академия. Однако теперь будет запрещено использовать названия типов этих учреждений, если организация не является учебным заведением. Мера оправдана: не может называться академией организация, которая не соответствует характеристикам, предъявляемым к таким типам учреждения образования. Также нельзя будет назвать университетом некое общественное объединение, если оно не является учебным заведением.

– На мой взгляд, эти изменения полностью оправданы. Запрет использовать наименования без соответствия требованиям позволит избежать введения граждан в заблуждение. Мы сталкиваемся с рядом организаций, которые, не регистрируясь как учреждения образования, оказывают образовательные услуги, называясь школами, гимназиями и не проходя аккредитацию в Министерстве образования. Или обучают детей школьного возраста на дому или в дистанционном формате, не неся при этом ответственности ни за безопасность детей, ни за качество знаний. Именно поэтому, на мой взгляд, изменения в этом направлении важны: они позволят упорядочить оказание образовательных услуг, не препятствуя добросовестным участникам этого процесса, – поделился Руслан Абрамчик.
к (1).jpg

Среди важных изменений – внедрение инклюзивных подходов в организацию образовательного процесса. Это обеспечит постепенный уход от специальных учебных заведений для детей с особенностями психофизического развития и поспособствует внедрению инклюзивной модели, когда ребенок с особенностями сможет обучаться в любом учреждении образования. Как отметил Руслан Абрамчик, нововведение потребует серьезной работы по подготовке педагогических кадров. Но, говоря об эффективности этого подхода, собеседник подчеркнул, что пользу получат в первую очередь семьи, где воспитываются дети с особенностями, кроме того, смогут повысить свои квалификационные навыки учителя.

– Нельзя не отметить и возможность использования модульного принципа в организации образовательных программ путем сетевой формы взаимодействия между учреждениями образования. Государство вкладывает большие средства в приобретение оборудования для образовательной сферы, – говорит Руслан Абрамчик. – Но нужно понимать, что купить все необходимое одновременно во все учреждения образования невозможно. Сегодня самым современным оборудованием оснащены ресурсные центры, которых в Гродненском регионе шесть. Благодаря изменениям в Кодекс мы сможем обеспечить подготовку в этих учреждениях учащихся профтехов из любой области Беларуси.

Работать это будет так. Учащиеся из Витебска, например, смогут приехать в ресурсный центр в Гродно, в течение недели освоить программу на современном оборудовании и продолжить дальше обучение в своем колледже. Такой же модульный принцип можно будет осуществлять в учреждениях общего среднего образования. Предположим, ученики из сельской школы будут приезжать в центр допризывной подготовки в райцентр, где имеется все необходимое оборудование, и изучать предмет. За несколько недель они смогут усвоить всю программу и больше к этому предмету в своей школе не возвращаться.
к (2).jpg

Важным изменением начальник главного управления образования облисполкома назвал и то, что новый Кодекс об образовании будет предусматривать право учредителям учреждений образования определять наполняемость классов. Сейчас, исходя из конкретной объективной ситуации в конкретном учреждении образования, учредитель, то есть районный исполнительный комитет или районная администрация будут определять, сколько человек должно быть в том или ином классе.

По словам Руслана Абрамчика, изменений предвидится много. Всего проект содержит 64 главы и 297 статей. В действующем Кодексе, для сравнения, 63 главы и 295 статей. Действовать новый Кодекс об образовании начнет не ранее чем с сентября 2022 года, если будет доработан и принят в течение этого года.

к (4).jpg