Снижение тарифов, заключение договоров с ЖЭС, экономия в квитанции об оплате — чего ждать от новой жилищно-коммунальной услуги

В июньских квитанциях об оплате жилищно-коммунальных услуг мы увидим новую строку — «услуга по управлению общим имуществом совместного домовладения». Как новшество повлияет на сумму в счетах-извещениях, кто будет управлять общим имуществом и что от этого выиграет жилец многоквартирного дома? Эти и другие вопросы мы СБ задала консультанту управления жилищного хозяйства Министерства ЖКХ Надежде Севрук.

Искусство управлять

 Надежда Сергеевна, напомните, пожалуйста, что такое общее имущество совместного домовладения?

— Это помещения, расположенные за пределами квартир или нежилых помещений и предназначенные для обслуживания двух и более жилых или нежилых помещений в многоквартирном жилом доме. Проще говоря, подъезды, подвалы, лифты. Также к общему имуществу относятся крыши, общедомовые приборы учета, конструктивные элементы и оборудование, находящееся за пределами квартиры. И всем этим нужно управлять — обслуживать, ремонтировать, содержать в надлежащем санитарном состоянии. И за это нужно платить.

— Но ведь сейчас эти услуги (это я о техобслуживании и капремонте) оплачиваем. Для чего нужно вводить новую? 

— Хочу обратить внимание, что эта услуга не новая. Да, за управление общим имуществом мы платили всегда. Просто эти платежи были включены в тарифы других жилищно-коммунальных услуг: в техобслуживание дома и лифта, вывоз ТКО и санитарное содержание вспомогательных помещений. А что для потребителя, например, техобслуживание и санитарное содержание дома? Человек видит конкретную работу — замену оборудования, установку почтовых ящиков, заваривание мусоропровода. Но этим работам обычно предшествуют другие, которые не на виду. Например, обследование подъезда, проведение собрания перед капремонтом, контроль за качеством услуг, рассмотрение претензий и обращений граждан. Все это требует трудовых и материальных ресурсов. Поэтому принято решение выделить управление общим имуществом в самостоятельную услугу. Теперь потребители будут видеть, что у них есть услуга, которую оказывают в их интересах. Потребитель будет понимать, за что платит.

— Эта услуга дополнительная или основная?

— Услуга по управлению общим имуществом не входит в перечень основных или дополнительных. Но приравнивается к основной жилищно-коммунальной услуге.

— Сейчас общим имуществом управляют ТС и ЖСПК, а также организации ЖКХ. Что изменит введение новшества для этих организаций? 

— Сегодня Жилищный кодекс предлагает выбор: либо создать организацию собственников (ТС, ЖСПК) и самостоятельно управлять общим имуществом, либо воспользоваться услугами внешнего управляющего — уполномоченного лица. Пока услуга по управлению общим имуществом была замаскирована в других ЖКУ, казалось, что никакого управления нет. Это не так. Подобного рода деятельность существовала всегда, но платили мы за нее в составе остальных услуг. Управление совместным домовладением — важная организационная составляющая, поэтому и принято решение сделать ее самостоятельной услугой.

— Как это отразится на сумме в квитанции об оплате? 

— Сумма не увеличится. Ведь новую услугу вычленили из некоторых других. Это значит, что уменьшится плата за техобслуживание жилого дома и лифта, обращение с твердыми коммунальными отходами и уборку подъездов. Издержки, которые раньше несло уполномоченное лицо, теперь перейдут в новую услугу.

Договор остается в силе

— Правильно ли я поняла — теперь собственник или наниматель жилья заключит договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг с уполномоченным лицом, то есть с ЖЭС? Но ведь и сейчас все эти основные и дополнительные услуги мы получаем, образно говоря, из одних рук. В чем тогда отличия? Что изменится для рядового потребителя, жильца многоквартирного дома? 

— Для проживающих в домах, которыми управляет ТС или ЖСПК, ничего не меняется. Потому что в уставе юрлица уже обозначены и прописаны взаимоотношения участников этих организаций. Для жильцов домов, которые обслуживает ЖКХ, изменится оформление взаимоотношений с уполномоченным лицом. По договору на управление общим имуществом уполномоченное лицо должно организовать оказание основных и дополнительных жилищно-коммунальных услуг.

Потребителю не нужно будет заключать несколько договоров на предоставление жкх-услуг. Будет один договор с уполномоченным лицом. Исключение составляют лишь услуги газо-, электро-, водоснабжения и водоотведения, которые оплачиваются по показаниям индивидуальных приборов учета. На каждую из услуг у потребителя будет индивидуальный договор.

— Договор заключать обязательно? 

— Если человек его не заключит, услуга все равно начислится как фактически оказанная. Оплата будет начисляться, даже если не заключить договор.

В Жилищном кодексе прописано, что уполномоченное лицо обязано предложить потребителю заключить договор на управление общим имуществом. Типовой договор разместят в открытом доступе по принципу публичной оферты. Чтобы принять условия оферты, нет необходимости что-то подписывать и заверять печатью, достаточно выполнить указанные в ней условия. Например, принять и оплатить услугу. Фактически договор будет считаться заключенным с 1 июня. Бумажный его вариант можно получить и заключить в РСЦ, а также по месту нахождения уполномоченного лица.

— Давайте рассчитаем примерную сумму в квитанции об оплате жкх-услуг после того, как в ней появится новая строка. Какие тарифы снизятся? 

— Размер платы за услугу зависит от площади занимаемой квартиры по аналогии с платой за техобслуживание. Предельно допустимый тариф на управление общим имуществом сегодня — 0,0165 рубля за квадратный метр.

Приведу пример оплаты стандартной двухкомнатной квартиры в 48 квадратных метров, в которой прописаны три человека. Возьмем условную квартиру в Минске. До 1 июня за техобслуживание дома, обращение с ТКО, техобслуживание лифта и за санитарное содержание вспомогательных помещений жильцы заплатят 22,7439 рубля. С 1 июня себестоимость всех этих услуг снизится. Тариф за техобслуживание дома снижен с 0,1322 до 0,1238 рубля за квадратный метр, за техобслуживание лифта — с 1,5 до 1,43 рубля за одного человека, за санитарное содержание в Минске — с 88 до 85 копеек. Тарифы определены Указом Президента № 490 от 24 декабря 2020 года. Таким образом, включая новую услугу, оплата за июнь составит 22,5162 рубля.

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!