Райцевская птица Феникс, 500-летнее имение, Ворончанский Ангел: путешествуем по туристическому маршруту «Легенды Свитязи»

Сегодня в Кореличском районе разработаны и действуют 11 туристических маршрутов. Для семейного отдыха предназначены маршруты «Два дня в Кореличском районе» и «Отдыхаем вместе», исторические: «Дорогами войны», «Золотое кольцо Кореличчины», «Легенды Свитязи», «Храмы Мира», «Еврейское наследие Мира», «По следам великих», «Наследие Первой мировой», экомаршрут «Памятники природы», производственный «Лучшие мастера от Кореличей до Мира».
Сегодня знакомимся с одним из них, который носит поэтическое название «Легенды Свитязи» и пролегает через знаменитые не только в регионе, но и в Беларуси деревни Райца, Воронча, Белые Луга и озеро Свитязь.
                                                                              Райцевская птица Феникс
Храм святой Варвары в Райце — одна из жемчужин кореличской земли. Построенный в 1817 году Франтишком Раецким как родовая усыпальница, он много раз страдал от злой руки, но словно сказочная птица Феникс возрождался из пепла.


— Храму 200 лет, — рассказывает его настоятель Алексей Шишкирь. — Он уникален тем, что в православной истории страны это единственная церковь, построенная в совершенно нетрадиционном для Беларуси архитектурном стиле замковой готики. Кроме того, это копия храма с острова святой Елены, где находился в заключении Наполеон Бонапарт.

Предки Раецких, которым принадлежала Райца и которые построили храм, были связаны с французским императором.
Храм был возведен в короткие сроки – за 7 лет. Строили его простые крестьяне, со всей округи собирали огромные камни, которые на кусках льняного плотна поднимали наверх. На башне храма находились куранты, которые можно было услышать за 5-7 верст от Райцы. Башню венчала скульптура Божьей Матери, которая в годы лихолетья была разрушена. Внутри храм был богато украшен росписями, сводчатые потолки имели лепнину и тоже были покрыты росписями. Окна храма смотрели на мир цветными витражами, а пол был выложен цветными бетонными плитами.
Интересно, что изначально храм строили как костел и родовую усыпальницу, ведь Раецкие были католиками. Православные жители Райцы ходили на богослужения в деревянный храм на кладбище. Как костел храм просуществовал недолго, меньше 50 лет. В 1853 году был передан православным. Некоторые источники говорят, что его конфисковали у Раецких, другие, что владельцы его добровольно передали, так как семья обеднела. И даже свой дом в Райце они сдавали внаем, брали квартирантов, чтобы свести концы с концами.
В 1863 году храм был переосвящен как православный в честь святого Преображения Господня. Как Спасо-Преображенская церковь он просуществовал до своего разрушения. Во время войны бои проходили даже на территории храма. Его пытались взорвать, но не удалось, тогда его подожгли. Все росписи и витражи были уничтожены. После войны богослужения здесь не проводили, и священник организовал дом молитвы у себя дома. В 50-е годы в здании храма обрушился потолок, местные активисты разрушили его почти до основания. Там он простоял до 2000-х годов, пока за дело не взялся молодой священник Алексей Шишкирь. Он ходил по деревням, писал письма о помощи в организации. Масштабная реставрация началась в 2015 году, и когда работы завершились, люди ахнули: «Настоящая птица Феникс!»
Сейчас здесь совершаются регулярные богослужения. Силами благотворителей из Минска и других городов Беларуси, СПК «Свитязянка-2003» приобретается церковная утварь. Действуют воскресная школа, театр теней, батлейка, проводятся массовые мероприятия.
Однако отец Алексей говорит, что многое еще предстоит сделать. Например, известен вход в усыпальницу, где захоронено около 10 человек, но вход туда завален огромными камнями и строительным мусором. Поэтому нужны волонтеры, чтобы расчистить склеп и перезахоронить останки.
                                                                                500-летнее имение
Не всем старинным усадьбам в XX веке везло. На месте многих, где когда-то был образцовый порядок, теперь лишь пустыри. Имению Райца, известному с начала XVI века, действительно повезло.

На протяжении многих веков им владели Верещаки, Раецкие, Путткамеры и Жолтовские. До 1939 года здесь жили монашки ордена Паллотинок, которые занимались врачеванием.

А в 2009 году дом купила семья художников Солдатовых, которые не только восстанавливают дом, но и стараются сохранить первозданную красоту парка.


О парке нужно сказать отдельно, ведь это самый настоящий Ботанический сад. В XIX веке его формированием занимался Франтишек Верещако, известный как любитель-ботаник. Он наполнял парк редкими экзотическими растениями. Здесь росли пенсильванские ясени, западные туи, венечный чубушник, лесная жимолость, девичий виноград, альпийская смородина, черная береза.
Вера Солдатова, хозяйка усадьбы, с гордостью демонстрирует гостям очень редкий восьмитычинковый каштан, который несколько столетий назад привезла из Парижа княгиня Раецкая.

Новая хозяйка усадьбы не отстает от своих предшественников: вопреки утверждениям ученых размножила каштан, посадила мускат и целую ореховую аллею.
— Иногда люди случайно проезжают мимо парка, останавливаются, смотрят и тут же в него влюбляются, — с улыбкой рассказывает Вера Евгеньевна. — И немудрено, ведь известный фотограф уроженец этих мест Ян Булгак называл этот парк несравненным и таинственным, к которому тянуло, как железо к магниту.


За усадебным домом парк сменяется фруктовым садом, на окраине которого установлен 7-метровый столб с гербом Раецких. Со слов местных жителей, он был установлен Франтишком Раецким в память о сыне Оттоне, умершем в возрасте 17 лет. Есть версия, что здесь захоронено сердце графини Раецкой, которая так любила этот парк, что завещала похоронить здесь свое сердце.

Рядом, под старой липой, установлена плита в память о двух похороненных монашках-паллотинках. Одну из них эксгумировали и перезахоронили в Вороново, а другая так и покоится под огромными корнями старой липы.
О том, что старинная усадьба находится в заботливых и умелых руках, свидетельствует ремонт очередной комнаты. Для утепления внешних стен мастера использовали местный материал: глину и кострицу. Здесь будет гостиная.

В планах расширение музейной экспозиции, где будут храниться предметы обихода, найденные в хозяйственных постройках, во время земляных работ. У Веры Евгеньевны уже собрана внушительная коллекция посуды, столовых приборов и монет.


Особое место в выставочной экспозиции занимают работы из соломки Веры Евгеньевны. Величественный зубр, изящный Пегас, венчальные короны, вышитые соломенной ниткой, — настоящие рукотворные чудеса. Недаром техника соломоплетения мастерицы в минувшем году внесена в Список нематериального культурного наследия Беларуси.

                                                          Покровительство Ворончанского Ангела
Усадьба в Воронче известна с конца XVIII века. Ею долгое время владели Неселовские, затем Мержеевские. Усадьба начала строиться в 1787 году Юзефом Неселовским в стиле, переходящем от барокко к классицизму. При нем она стала одним из лучших и наиболее оживленных очагов общественной жизни в Новогрудском воеводстве. Здесь проводились съезды, совещания накануне сеймов, народные гуляния, охотничьи пиры. Есть сведения, что дом был обставлен с большим вкусом. В комнатах были кафельные печи, мраморные камины, паркетные полы, мебель в стиле Людовика XVI. Гордостью старинного парка были 600-летние дубы, которые в своих произведениях воспевал поэт Адам Мицкевич, о них писал Владимир Короткевич. Некоторые знаковые события, описанные в поэме «Пан Тадеуш» Адама Мицкевича, происходили именно в этой усадьбе. К сожалению, усадьба до наших дней не сохранилась, но осталось несколько хозяйственных построек и небольшая липовая аллея. Настоящее украшение имения — костел святой Анны, датированный концом XVIII – началом XIX века, притягивает к себе не только верующих, но и туристов. Построенный в классическом стиле, он, будто невесомое белое облако, парит над Ворончей. В богоборческие времена его пытались стереть с лица земли: разрывали тракторами, рушили бульдозерами, пытались взорвать. Но Божья милость уберегла храм от злого рока.


Неподалеку от костела располагается католическое кладбище, где покоятся семьи владельцев Ворончи и других усадеб: Мержеевские, Тугановичи, Верещаки, Войны, Чечоты, Липницкие, Булгаки. Если составить десятку самых крупных некрополей Беларуси, то Ворончанские захоронения безусловно вошли бы в нее.

Надгробные памятники, изготовленные лучшими мастерами Виленской архитектурной школы, поражают своим величием и роскошью.

Вот ворончанский Ангел в память о маленьком сыне хозяев Ворончи 9-летнем Яне Мержеевском. Он сохранился лучше других скульптур.

Рядом надгробье Изабеллы Мержеевской в виде креста с палантином.

 

В память о Франтишке Верещаке установлена статуя Иисуса Христа, уменьшенная копия той, что находится в Фарном костеле в Гродно.


                                                            Хорошо иметь домик в деревне
Туристическая деревня Белые Луга — настоящий рай для горожан, уставших от городской суеты. Отреставрированные домики в стиле послереволюционной белорусской деревни снабжены всеми благами городской цивилизации: санитарные комнаты, доступ в интернет.

Хотя обычно гости предпочитают проводить время на свежем воздухе. Благо, деревня большая, есть где погулять. Мощенная камнем дорога, построенная еще «за польским часом», ведет вдоль уютных домиков, виднеющихся из-за плетней.

В Белых Лугах есть настоящий контактный зоопарк: овцы, козы, кролики, гуси, куры и даже корова всегда рады пообщаться.

Второй год подряд в деревне живут аисты-блогеры, в гнезде которых установлена видеокамера. За жизнью пернатых можно наблюдать практически круглосуточно. Для детей есть горки и качели, для взрослых — площадка для мини-гольфа и возможность заняться деревенской работой: порубить дрова, натаскать воды из колодца. В центре деревни — озеро, где гости любят отдохнуть и насладиться видами. Питание в Белых Лугах экологически чистое.


На момент моего приезда здесь гостили мамы, воспитывающие особенных деток. На большой стеклянной веранде с малышами занимаются аниматоры, а мамы отдыхают и занимаются йогой. Чем не рай для души и тела?


                                                                 Город Свитязь и цветы-цари
В самом центре Новогрудской возвышенности, неподалеку от деревни Миратичи, расположено озеро Свитязь. Ежегодно в погожие дни сюда съезжаются отдыхающие со всех уголков Беларуси. Побережье, к слову, может вместить до 8 тысяч человек. Недаром Свитязь входит в десятку самых популярных туристических мест Беларуси.


Как гласит легенда, когда-то на этом месте стоял город Свитязь. Местный князь Туган, находящийся в подчинении великого князя Миндовга, вместе с войском отправился на оборону Новогрудка. Этим незамедлительно воспользовались враги. В городе остались только старики, дети и женщины, которые предпочли умереть, нежели жить в неволе. По их молитвам город стал постепенно погружаться в воду. Немного позже на берегах стали расти белые цветы-цари, которые местные жители отожествляют с погибшими людьми. Даже сегодня можно услышать миф о том, что иногда на поверхность всплывают русалки, которых принято называть свитязянками. Эти сказочные и удивительные рассказы стали основой для многих произведений известного поэта Адама Мицкевича.

Инна ЛЕЙКО

Фото автора и Ларисы ШУГЛИ