77 лет назад над территорией Кореличского района был сбит советский самолет. Одному летчику удалось выжить

О том, что на территории нашего района, в деревне Синявская Слобода, похоронены советские летчики, я знал давно. Настал момент, когда захотелось узнать побольше о событиях, связанных с экипажем этого самолета.

Б-25 Митчел

В 1978 году материал об этом был опубликован на страницах газеты «Полымя». Но идет время, все забывается, забылись и события тех далеких июньских дней 1944 года. Поэтому в эти дни хочется еще раз вспомнить и рассказать прежде всего молодому поколению об одном из эпизодов Великой Отечественной войны, который произошел на территории Кореличского района.

Первым делом я отправился в деревню Синявская Слобода, где проживает бывший военрук Николай Феофанович Павлюковский. Он был в юном возрасте, когда немецкий истребитель сбил советский бомбардировщик Б-25. Николай Феофанович рассказал о некоторых фактах и посоветовал обратиться к жителю деревни Рудьма Смолянко Владимиру Владимировичу, который показал приблизительное место падения самолета. После целенаправленных поисков нам удалось найти место падения самолета и даже некоторые его детали, которые в настоящее время хранятся в комнате Боевой Славы Лукской СШ. Владимир Смолянко рассказал о том, что однажды ночью в конце июня 1944 года услышал приближающийся рев подбитого самолета. Вскоре наступила тишина, а затем начали раздаваться взрывы. Как только рассвело, он отправился к месту падения самолета, где увидел одного выжившего летчика, который рассказал, что самолет был подбит немецким истребителем.

Более подробную информацию вместе с членами клуба «Витязь» искали в сети Интернет. Нам удалось выяснить, что экипаж советского бомбардировщика Б-25 ночью 28 июня выполнял боевую задачу по фотографированию вражеского аэродрома возле г. Осиповичи, после чего взял курс на Барановичи, чтобы соединиться со своей эскадрильей, выполнявшей бомбардировку фашистских объектов города. Над территорией нашего района самолет был подбит вражеским истребителем. За воздушным боем наблюдали местные жители и партизаны бригады «Комсомолец».

Командир Константин
Евгеньевич Косов

Экипаж самолета состоял из 6 человек, 3 из них выпрыгнули с парашютом. К сожалению, из-за малой высоты 2 летчика разбились, парашют одного из них зацепился за верхушку дерева, благодаря чему он остался жив. Партизаны под обломками самолета нашли три обгоревших тела. Погибшие летчики были похоронены партизанами и местными жителями в лесничестве Хидры. Затем, уже в мирные годы, их перезахоронили на партизанском кладбище в д. Синявская Слобода. На обелиске указаны фамилии летчиков, благодаря чему удалось установить подробные сведения о них в интернете. В состав экипажа входили: гвардии старший лейтенант Косов Константин Евгеньевич, командир корабля, заместитель командира эскадрильи, 1912 г.р., гвардии майор Щербаков Сергей Васильевич, инструктор по радионавигации, заместитель штурмана полка, 1914 г.р., гвардии старшина Бухонов Александр Тихонович, воздушный стрелок-радист, 1919 г.р., гвардии младший лейтенант Соснин Сергей Константинович, 1922 г.р., гвардии рядовой Трусеев Николай Григорьевич, воздушный стрелок, 1925 г.р., гвардии ефрейтор Субботин Леонид Федорович, воздушный стрелок, 1922 г.р. Все они служили в 22-м гвардейском авиационном полку дальнего действия и летали на американском бомбардировщике Б-25 «Митчел», которые поставлялись из США по ленд-лизу.

Бухонов Александр Тихонович, фото с памятника в д. Синявская Слобода

Штурман Сергей Васильевич Щербаков

Выжившим летчиком был майор Сергей Щербаков, который прошел всю Великую Отечественную войну. Был инструктором по радионавигации, штурманом полка. Сам он не раз садился за штурвал крылатой машины, делал все возможное, чтобы она вышла точно на цель. Особенно важно это было в ночных вылетах, которых во фронтовой биографии героя было много.

За время войны был пять раз сбит, но всегда возвращался в строй. Именно после описанных событий в июне 1944 года его жене даже ушло  извещение о том, что муж не вернулся с боевого задания, то есть пропал без вести. А в это время гвардии майор Щербаков оказался в партизанском отряде на территории нашего района. После освобождения района он вернулся в свой полк и продолжил летать. Всего он совершил 219 боевых вылетов, из них 183 – ночью.

Указом Президиума Верховного Совета от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение заданий командования майору Щербакову Сергею Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза. После Победы больше 10 лет герой-фронтовик служил в авиации. После увольнения в запас жил в Николаеве на Украине. Ушел из жизни в 1973 году.

Владимир МАТУСЕВИЧ,
руководитель военно-патриотического клуба «Витязь»
Фото из открытых интернет-источников