Армия Крайова: воспоминания аковца об отношении белорусов к националистам и «новой Беларуси» оккупантов

Армия Крайова: воспоминания аковца об отношении белорусов к националистам и «новой Беларуси» оккупантов
Чтобы не ошибаться в оценках событий сегодняшних дней, нужно хорошо знать историю. Только так можно четко понимать исторические корни многих звучащих сегодня заявлений, попыток неприкрытого вмешательства, особенно со стороны стран-соседок, во внутренние дела белорусского государства.

 


Недавняя возмутительная история, произошедшая в польской школе в Бресте с участием консула Польши, – один из таких примеров. Детям внушали, что преступник Ромуальд Райс и его группа, расстрелявшая этнических белорусов в приграничных деревнях, – герои в борьбе с коммунизмом.

Таких попыток переписать историю в собственных интересах, соседи сегодня, к сожалению, предпринимают немало. Чтобы четко видеть подоплеку этих шагов и их корыстные мотивы, нужно чаще заглядывать в прошлое, где кроются многие ответы.

В этом поможет цикл исторических публикаций в газете «Гродзенская праўда». Об истинных мотивах польской Армии Крайовой – можно прочитать здесьздесьздесь и здесь.

Из воспоминаний начальника штаба Новогрудской округи АК Станислава Сендяка: «Работы было много, и как всегда бывает вначале, она не очень спорилась. Необходимо было объединить все разрозненные конспиративные группы в соответствующие формирования, организовать связь между отрядами и БИП (Бюро информации и пропаганды) и, наконец, перед тем, как пойти в атаку, начать обороняться. Ситуация становилась все более угрожающей. Немцы начали здесь создавать белорусское государство. Его элитой должна была стать Белорусская народная самопомощь (БНС), организация, состоящая из националистов. Столицей этого государства был Минск. Территория Новогрудского воеводства, за некоторыми исключениями, была частью этой новой Беларуси, пишет Евгений Семашко в книге «Армия Крайова на Беларуси».

Белорусская народная самопомощь была немногочисленной, но, как любая крайне националистическая организация, очень активной и фанатичной. Она считала коммунистов своими заклятыми врагами. Негативное отношение белорусского народа к БНС заставило немцев изменить тактику. Дело в том, что оккупанты столкнулись с необходимостью заполнения вакансий в различных учреждениях и организациях, возникла потребность в образованных людях, в числе которых были и поляки. Люди, особенно в городах, спрашивали нас, соглашаться ли на предложения немцев занять определенную должность. Комендант округи решил, что нужно укореняться везде, где только можно. Это решение оказало огромное влияние на всю деятельность нашей конспирации в округе.

На правом берегу Немана в руках членов Армии Крайовой оказались железная дорога, лесное и сельское хозяйство, городское управление, типография, полиция и другие сферы и структуры. Таким образом, к концу 1942 года майор (подполковник) Правдиц завершил организацию Новогрудской округи и одновременно укоренил своих людей в административно-управленческий аппарат на большей части Беларуси.

В целом белорусский народ спокойно держался своей позиции до конца. Он отмежевался от БНС, а новое государство, созданное оккупантами, игнорировал».