В поисках утраченного. Деревня Воронча Кореличского района на фотографиях начала ХХ века

Под сводами вечного музея

Одно из прославленных местечек в Кореличском районе, что на Гродненщине, находится в двух десятках километров от райцентра. Если ехать из Кореличей к озеру Свитязь и на полпути свернуть налево, попадаешь в гущу леса. Через несколько сотен метров на живописных холмах среди глубоких оврагов раскинулась колоритная местность с богатой историей. Тайны ее прошлого приоткроем в сегодняшнем выпуске нашей рубрики.

Воронча. Начало ХХ века.

На въезде в Ворончу встречает огромный старый дуб. Многовековое дерево получило имя Адама Мицкевича. И не зря. Поэт часто бывал в этих краях, а некоторые происходившие здесь события нашли отражение в его произведениях. К слову, место действия поэмы «Пан Тадеуш» он назвал в честь шляхетской околицы Саплицево, что в нескольких километрах от Ворончи.

Летописные упоминания о местечке датируются XVII веком. Первым его владельцем был Стефан Курча. Он купил ворончанский лес и заложил рядом с ним замок. Возвел его с массивными стенами, чтобы враг не смог их разрушить. Но во время войны со шведами величественное здание все же серьезно пострадало. Такая же участь во время лихолетья постигла и другие знаменитые замки на белорусских землях. Историки полагают, что если ворончанский двор привлек большое внимание противника, значит, он действительно был мощным и даже сравним с дворцово-парковыми ансамблями в Мире и Несвиже.

Воронча. Пруд. Начало ХХ века.

Как на самом деле первоначально выглядел двор в Воронче, можно лишь догадываться. О его красотах и могуществе в этой местности бытует множество легенд. Старожилы рассказывают, что и сегодня в лесах близ деревни можно найти подземные ходы, оставшиеся от старого дворца.

Ныне здесь можно увидеть здание старого бровара. Это единственное сохранившееся строение конца XVIII века. Сейчас в нем размещается действующий спиртзавод.

Представить великолепие и колорит усадебного дома в наши дни можно по сохранившимся старинным фотографиям и гравюрам. А если заглянуть в музей местной школы, там покажут макет некогда пышной усадьбы.

Воронча. Костел. Начало ХХ века.

Видным владельцем ворончанского имения был смоленский каштелян Казимир Неселовский. Приобретал он двор, судя по всему, в поисках вдохновения. Казимир был автором двух сборников произведений, в которые вошли стихи, торжественные речи, письма, воспоминания и легенды.

Восхититься в Воронче действительно было чем. Аккуратные газоны, пышные клумбы с разнообразием цветов и входные террасы и колоннады, увитые резными листьями дикого винограда, никого из посетителей не оставляли равнодушным. Вид с усадебным домом в этом местечке столетия назад печатали даже на открытках.

Одноэтажный деревянный дом в Воронче делился на парадную и жилую части. В нем насчитывалось более двадцати комнат. Самой крупной из них был столовый зал с большими каминами, атласными диванами, массивными резными столами и стульями с высокими спинками. Имелись в доме портретный, зеленый залы. Помещения для приема гостей украшали живописные полотна. Под домом находился лабиринт со множеством подвалов и погребов.

Воронча. Усадебный дом. Начало ХХ века.

Особенной красотой отличался пейзажный парк вокруг усадьбы. Каштановая аллея начиналась еще за две версты от дома. В парке, который плавно ­переходил в лесной массив, взор посетителей ласкали красочные холмы и долины. Здесь росли липы, каштаны, клены, дубы. Был и искусственный водоем, запруду на котором создавала плотина с мельницей. Через местную реку Корчевку в парке пролегали каменные арочные мостики.

В Ворончу Казимир Неселовский пригласил мастеров, которые построили здесь деревянный костел. Во владение храма был отдан земельный участок из ворончанского имения.

У Казимира и его жены Теофилии не было детей, поэтому после его смерти Воронча перешла племяннику Юзефу. К слову, он тоже среди новогрудской шляхты пользовался авторитетом. Об этом свидетельствовали грандиозные балы, пиры, которые организовывал богатый помещик в честь высоких гостей. За радость для местных князей было приехать в эти места на охоту. Старожилы рассказывают, что такие встречи местной знати были сравнимы с гулянками Кароля Станислава Радзивилла по прозвищу Пане Коханку.

Воронча. Усадебный дом со стороны парка. Начало ХХ века.

В 1780-е годы Юзеф Неселовский построил в Воронче, недалеко от старого полуразрушенного в войне со шведами замка, новую резиденцию и возвел каменный костел с усыпальницей в симбиозном барочно-классицистическом стиле.

Кстати, до освящения костела богослужения проходили в домовой часовне. Из исторических источников известно, что каждый день Юзеф Неселовский начинал с молитвы. Набожность помещика не делала его менее жестоким. Он отличался суровым нравом, обижал крестьян и мелкую шляхту. Образ злого пана запечатлел в поэме «Дзяды» Адам Мицкевич, который часто бывал в этих местах и о несговорчивом характере владельца усадьбы был наслышан.

В начале XIX века католический храм освятили в честь святой Анны. В его апсиду было вмуровано каменное надгробие основателя первого костела в Воронче Казимира Неселовского. Тут принял крещение известный поэт Ян Чечот.

Воронча. Внутренний вид усадебного дома. Начало ХХ века.

В 1897 году в Воронче проживало 115 человек, функционировали винокуренный завод, водяная мельница, корчма. От Неселовских усадьба перешла к Кобылинским. В середине 40-х годов XIX века была куплена Антоном Мерзаевским, а затем попала в руки Любанских. В начале XX века Воронча была крупным имением в Цыринской волости Новогрудского уезда.

В 1921 году, согласно Рижскому мирному договору, Воронча оказалась под властью Польши. В 1939-м местечко вошло в состав ­БССР.

Непростая судьба Ворончу и ее единственный храм постигла во время Великой Отечественной войны. В 1943 году костел и усадьба были сожжены. В 1990-е годы храм был возвращен католической церкви, в 1995-м — отреставрирован.

Живописные ворончанские пейзажи притягивают любителей истории в любое время года. Эту местность можно смело называть вечным музеем. Такая метафора приходит на ум в связи с расположенными здесь знаковыми захоронениями на католическом кладбище. Тут нашли последний приют любовь всей жизни Адама Мицкевича Марыля Верещака и ее родители, а также владельцы имения разных лет. Некоторые захоронения в наши дни представляют собой не только памятники истории, но, без преувеличения, настоящие произведения искусства.

kuzmich@sb.by

Фото из личной коллекции Владимира ­ЛИХОДЕДОВА.