Пресечена деятельность «Рабочага руха». Кто в него входил и кто поддался на уловки провокаторов? Спецрасследование ОНТ

Пресечена деятельность «Рабочага руха». Кто в него входил и кто поддался на уловки провокаторов? Спецрасследование ОНТ

Остановить страну и ввести экономику в Беларуси в кому.

Такую задачу перед участниками экстремистского движения «Рабочы рух» поставили иностранные спецслужбы. Историю этого формирования, признанного экстремистским, ОНТ начало рассказывать в воскресенье.

В специальном репортаже программы «Контуры» речь шла об иностранных кураторах экстремистов и их методах. Сегодня – продолжение. Кто вошел в «Рух» и поддался на уловки провокаторов. И что об этом думают сейчас? Подробнее – в следующей части специального репортажа.
«Экономика – это основное. Задача «Рабочага руха» – ввести экономику в искусственную кому».

Участники «Рабочага руха» планировали государственный переворот. Начаться он должен был на предприятиях. Флагманы промышленности готовились остановить либо массовой забастовкой (для чего постоянно вербовали сотрудников), либо через диверсию. Напомним, на «Гродно Азот» предлагалось перекрыть водозабор, который бы привел к аварийной остановке цехов и возможной экологической катастрофе.

Обсуждение и планирование велось в скрытых чатах и на Zoom-конференциях. Напомним, свои идеи там предлагали не только координаторы, но и Тихановская и Вечерко. И чаты не были скрытыми. Постепенно участникам внушали идеи радикализма: угрожать, нападать, убивать. От остановки экономики – до прямых атак.

 Юрий Равовой, бывший работник «Гродно-Азот»: «На проспекте Независимости, на пересечении с Комсомольской, стоит это здание КГБ и за ним там есть общага. Общага очень интересная, мы зашли пробить по этому адресу, в этом доме кто живет – там, бл.., половина красных фамилий и строчек, ну. Там хоть всю эту общагу минируй нах…».

Юрий Равовой. Бывший работник «Гродно-Азот». Координировал «Рух» из Польши.

«Равовой Юрий Владимирович, 1993 года рождения. Судим за кражу, привлекался к административной ответственности. После переезда в Польшу занимается сбором информации о белорусских предприятиях с целью подрыва их экономических интересов. Одно из направлений: работа заводов в условиях западных санкций».

Константин Бычек, заместитель начальника Следственного управления Комитета государственной безопасности: «Конечной целью экстремистского формирования являлось причинение существенного ущерба экономической безопасности Республики Беларусь, дестабилизация обстановки внутри трудовых коллективов в результате резкого падения доходов простых рабочих и, как следствие, возобновление протестных акций».

Разрабатывались варианты по многим предприятиям. На Белорусском металлургическом заводе должны были отключить печи. Это предложение из закрытого чата «Руха».

 Константин Бычек, заместитель начальника Следственного управления Комитета государственной безопасности: «Прорабатывались конкретные диверсионные акции, способные парализовать работу стратегических предприятий страны («Нафтан», «Гродно Азот», БМЗ) путем вывода из строя основного оборудования, коммуникаций, систем инфраструктуры. Вовлечение работников в деятельность осуществлялось при помощи специально созданного Тelegram-канала под контролем иностранных спецслужб».

Именно по заданию иностранных спецслужб проводились попытки вербовки белорусских силовиков. К сотруднику Пограничного комитета из Гомеля обратился Сергей Дзюба, активный участник «Руха», прорабатывавший диверсии на железной дороге.

Старший прапорщик прекратил общение с активистом «Руха» и доложил о произошедшем. Сергей Дзюба же продолжил выполнять задания иностранного центра и привлекать в «Рух» новых людей. Всего в чатах значились 16 тысяч человек. Некоторые были особо приближенными и обсуждали акции и планы в Zoom-конференциях. Как, например, Андрей Погерило. В «Рух» его позвали после того, как он отбыл административный арест за вывешивание протестной символики.

Андрей Погерило сейчас в СИЗО КГБ, как и другие активные участники «Руха» из Беларуси. Сразу сделаем ремарку. Встретиться со съемочной группой – его решение.

А это Валентин Тереневич. «Химволокно», филиал «Гродно Азот». Объяснить, почему хотел навредить предприятию и стране, он не может. Но до суда еще есть время.

Иностранные кураторы использовали рабочих. Большинство – «в темную», когда у «невероятных» стачкомовцев не было понимания, что они начинают работать на иностранные спецслужбы. Даже то, что все координаторы находятся за границей, не смущало.

Работа спецслужб по выявлению всех причастных к движению продолжается. По понятным причинам, то, что стало достоянием общественности, это не более десятой части всего имеющегося массива данных.

Напомним, в следственном изоляторе сейчас находятся 13 бывших активных «руховцев». Дают показания, пишут явки с повинной. Только сейчас некоторые понимают, что их действия называются «участие в экстремистском формировании» и «измена государству». Это тяжелые статьи Уголовного кодекса со строгим наказанием.