Работники банков никогда не звонят клиентам. Как не стать жертвой кибермошенников

На протяжении последних лет на территории Республики Беларусь, в т.ч. Кореличского района, наблюдается рост преступлений, связанных с мошенническими действиями с использованием сети интернет и мобильных приложений, методов социальной инженерии, вишинга и фишинга, в результате чего граждане теряют значительные денежные средства со своих банковских счетов. За 2020 год на территории района совершено 22 таких преступления, а за текущий период уже 24. При этом размеры причиненного ущерба варьируются от 100 руб. до нескольких тысяч.

 

Наиболее популярными схемами обмана доверчивых людей в настоящее время являются следующие.

Телефонные звонки от имени банков – звонят в основном через мобильные мессенджеры с иностранных номеров, рассказывают о якобы подозрительной операции по вашей карте, просят сообщить личные данные. В последнее время просят установить специальное приложение или назвать коды подтверждения из СМС-сообщений. После установки таких приложений и указания номера из него злоумышленник получает полный удаленный доступ к вашему телефону. Иногда мошенники по телефону заверяют людей о том, что ищут сотрудников банка, которые обманывают клиентов, поэтому для помощи просят оформить кредит, и им в результате якобы вернется безвозмездно часть данного кредита за оказанную помощь.

Чтобы не попасться, не забывайте, что банковские сотрудники никогда не уточняют у своих клиентов конфиденциальную информацию по телефону и не связываются с ними через мобильные мессенджеры, тем более устанавливать мобильные приложения. Международный код Беларуси «+375».

Звонки от имени онлайн-магазинов – звонят через мобильные мессенджеры и заверяют о том, что на вас по ошибке оформлен заказ или кредит на покупку с доставкой, предлагают сделать отмену заказа, уточняют информацию о реквизитах банковских карт, логинах, паролях, паспорте. Практически аналогично вышеописанной схеме.

Акции, розыгрыш призов, социальные опросы от имени фейковых известных компаний – мошенники проводят опрос в мессенджерах, за который можно получить деньги или купон на покупки от различных известных компаний, например, «Евроопт», «Остров чистоты», «Белоруснефть», «Белпочта» — при ответе на заданные вопросы абонент переходит по ссылкам на ложные сайты, рассылает сообщения своим знакомым в различных группах. Подобным образом мошенники могут получить доступ к телефону, в т.ч. его заблокировать, похитить ваши данные и данные о ваших знакомых. Всегда проверяйте названия сайтов и ссылок, узнавайте об акциях на официальных страницах компаний, не забывайте, что названия сайтов белорусских компаний в сети интернет заканчиваются на «.by».

Онлайн-заказы через фишинговые сайты – основной сайт Kufar.by, но также попадаются в социальных сетях «Вконтакте», «Одноклассники» и т.д. Продавцам и покупателям сбрасывают ссылку на поддельную страницу «Куфара», где те вводят данные своих банковских карт, после чего у них списывают со счета деньги. Там же им могут предложить вернуть списанные деньги и по той же ссылке снова списывают денежные средства. Не переходите по данным ссылкам, осуществляйте все операции на официальных страницах, общайтесь с продавцами и покупателями лично, а не через мобильные приложения или электронную почту, оплачивайте товар после его получения.

Помните, что злоумышленники постоянно придумывают новые правдоподобные сценарии, чтобы вас обмануть – заставить открыть файл, перейти по ссылке, ввести персональные данные на ложной странице. Для того, чтобы не стать жертвами подобных схем, ни в коем случае не сообщайте третьим лицам сведения о своих банковских картах, логинах, паролях, сеансовых ключах, паспортах. В случае совершения в отношении вас аналогичных противоправных деяний рекомендуем вам в кратчайшие сроки обратиться в органы внутренних дел по месту жительства либо обнаружения факта совершения преступления.

Денис КУЗЬМИЧ,

старший оперуполномоченный отделения уголовного розыска