Путешествуем по маршруту «Православные святыни Кореличского района. Храм святого Архангела Михаила: источник знаний и место силы

(Продолжение. Начало в № 96 от 04.12.2021 г.)

Продолжаем путешествовать по туристическому маршруту «Православные святыни Кореличского района». В сегодняшнем описании мы опустим информацию о храме святой Варвары в Райце, так как подробно рассказывали о его истории и современности в рамках туристического маршрута «Легенды Свитязи». Поэтому сразу отправимся в село Цирин, где размещается скромная с виду церковь святого Архангела Михаила. Однако за внешней скромностью скрывается необычная и богатая история, которая повествует о четырехкратном ее возрождении, источнике знаний для крестьянских детей и исцеляющей силе чудотворной иконы Божьей Матери Троеручица.

Цирин известен с первой половины XV века как великокняжеское владение. В 1432 году король Ягайло передал Циринское староство дворянину Новогрудской земли Севестриану Сегеню. Во второй половине XV-XVI веков Цирин снова перешел во владения великих князей литовских. Известно, что уже в 1565 году в Цирине существовала церковь, которой королевскими властями было пожертвовано 2 волоки земли, 2 участка под церковь и двор.

Сохранились документы, которые свидетельствуют о том, что 30 декабря 1645 года была присуждена сумма в 135 копеек 40 грошей с Павла Еленского, владельца имения Циринского, Фёдору Конопельскому и его брату священнику циринскому Иоанну Конопельскому.

В 1718 году Цирином владели Неселовские. Жило здесь 555 человек и насчитывалось 62 дыма (хозяйства). Действовало народное (волостное) училище.

Интересен тот факт, что в 1792 году король Станислав Август утвердил магдебургское право и герб Цирина, на котором изображен олень с золотым крестом.

Спасо-Преображенская церковь д. Цирин. Построена в 1852 году. разрушена в Первую мировую войну

Дальнейшее упоминание о церкви в Цирине в сохранившихся письменных источниках относится к 1852 году. Тогда за счет государственной казны была построена  деревянная приходская Преображенская церковь. Она имела форму продолговатого креста, пять куполов и железную кровлю. Внутри размещался иконостас с 15 иконами в два ряда. Самый большой колокол весил 30 пудов, поменьше — 1 пуд и два колокола  по полпуда. Хранились метрические записи с 1799 года. Возможно, циринский храм, о котором упоминается еще в середине XVI века, был разрушен или сгорел. При новой церкви имелось около 40 десятин земли. Жалование притчу (состав лиц, служащих при какой-либо одной церкви) составляло 324 рубля. К церкви принадлежали Циринская кладбищенская Свято-Михайловская деревянная церковь, построенная в 1852 году прихожанами, и приписная Тугановичская Крестовоздвиженская деревянная церковь, выстроенная помещиком Верещако, и около 46 десятин при ней. При церкви имелась богадельня, где жили престарелые, немощные и инвалиды.

В состав прихода входили деревни Красная, Окоповичи, Быкевичи, Трацевичи, Карчево, Высадовичи, Подгайное, Литаровщина, Бабоневка, Ольшаны, Застодолье, Дорогово. Среди прихожан 1596 мужчин и 1679 женщин. Большинство из них были крестьянами и занимались хлебопашеством.

С 1863 года настоятелем храма становится Николай Сцепуржинский. Церковный доход составлял 250 рублей. Притч, кроме земли и жалования, имел еще по 5 руб. 30 коп. в год за отошедшее в казну имение. Церковная земля состояла из 3 десятин усадебной, 46 десятин пахотной, 2 десятин сенокосной, 3 десятин пастбищной, одной десятины неудобицы. При церкви было учреждено церковно-приходское попечительство и штатное народное училище («Описание церквей и приходов Минской епархии», IX, Новогрудский уезд, Минск, 1879, стр. 183-185).

Священник Николай Сцепуржинский был своего рода знаменитостью в губернском масштабе. Известен он был тем, что устроил в своем приходе больше всех церковно-приходских школ – 10. За это он в 1886 году получил благодарность от самого Обер-Прокурора Святейшего Синода и икону Владимирской Божией Матери для беднейшей из открытых им школ в деревне Застодолье. Как свидетельствуют «Церковные ведомости» за 1887 год, «5 ноября 1886 года в Цирин прибыл г. Директор Минских народных училищ, который привез икону. Наблюдение над прошлогоднею практикою распространения пастырями церковно-приходских школ показало, что действительно сила образования понята и уважается крестьянами. Уж как ни трудно живется им, но все-таки они не отказались от содержания на свой счет в своих деревнях церковно-приходских школ. Там, где есть умные, деятельные и энергичные пастыри, там церковно-приходских школ можно насчитывать довольно много».  5 ноября 1886 года стал настоящим праздником для жителей Цирина. Сначала они собрались в здании Циринского народного училища, где Директор экзаменовал крестьянских мальчиков из церковно-приходских школ, а также народного училища. Мальчики давали умные и толковые ответы. Это было большой заслугой местного учителя и настоятеля. Затем все вместе с иконой и пением тропаря «Спаси Господа, люди твоя» отправились к храму, где их встретил священник Николай Сцепуржинский. Отец Николай принял икону и поблагодарил высшее начальство за внимание, с каким оно относится к поднятию уровня образования среди крестьянства. После окончания Божественной литургии весь церковный притч в сопровождении Директора и всего народа, а также учеников отправились в деревню Застодолье, где отец Николай предположил поставить икону Владимирской Божией Матери. В Застодолье пришли уже вечером. Возле каждой крестьянской избы стояли столы с хлебом и солью, к каждому из них подносили икону и все жители деревни приложились к святыне.  Так была обойдена вся деревня. После установления иконы Директор раздал детям брошюрки духовно-религиозного содержания, а собравшемуся народу советовал строить церковно-приходские школы. На это крестьяне ответили ему искренней благодарностью и обещанием исполнить все по его предложению.

В годы Первой мировой войны по реке Сервечь проходила линия фронта, и деревня Цирин была полностью уничтожена. К сожалению, сгорела и Спасо-Преображенская церковь. Уже в мирное время она была отстроена вместе с деревней, но в годы Великой Отечественной вновь превратилась в пепел. Конечно же, в тяжелые послевоенные годы, полные непосильного труда и лишений, людям нужно было утешение в своих горестях, поэтому храм был возрожден. Это было его третье рождение. В 1957 году, когда вовсю процветал атеизм, храм разобрали на колхозные нужды. Более 30 лет циринцы молились дома, не имея возможности пойти в церковь. И только в 1991 году благодаря стараниям председателя колхоза Ивана Михайловича Павловича, который тайком возил сюда кирпич, местные жители смогли построить святыню.

Настоятелем церкви святого Архангела Михаила сегодня является иерей Олег Сушко. Он рассказывает, что во время войн люди выносили из церкви иконы, чтобы спасти их от вероятного пожара. Так, три иконы уцелели, потому что были спрятаны в Любаничской церкви. Это чудотворная икона Божьей Матери Троеручица, «Нечаянная радость» и «Спаситель в терновом венце».

чудотворная икона Божьей Матери Троеручица

Иконы «Нечаянная радость» и «Спаситель в терновом венце»

— Во время одной из служб прихожане увидели, что икона, поврежденная и потускневшая от времени, начала обновляться сама по себе, — рассказывает отец Олег. — Процесс восстановления продолжается по сей день. Икона почти приобрела первозданный вид. Есть случаи чудесного исцеления от болезней, связанные с ней.

К слову, как свидетельствует надпись, икона пожертвована приходу Иваном Ивановским, Павлом Сладковским и Анной Гелеской в 1933 году. Как-то одна из приезжих женщин, увидев эту надпись, поняла, что одним из дарителей был ее родственник. Она рассказала о том, что ее племянник тяжело болен и надежды почти нет. Тогда родные этого юноши приехали в Цирин, молились у иконы и, как оказалось впоследствии, вымолили его. Юноша поправился.

Манефа Гомельская

Отец Олег ведет меня на небольшое церковное кладбище, где похоронено всего три человека. Это священник Николай Сцепуржинский, умерший 30 сентября 1893 года и проживший всего 64 года. Рядом  с ним покоятся его дети: 19-летняя дочь Мария и младенец Вадим, умершие в одном 1876 году. Отец Олег Сушко и матушка Людмила уже много лет ухаживают за могилками настоятеля и его семьи, которые много сделали, чтобы циринская церковь стала не только источником силы, но и храмом знаний для сельчан.

Выражаем благодарность Людмиле Владимировне Шайбак и Петру Павловичу Сочивко за подготовку материала.

Инна ЛЕЙКО

Фото автора