Мошенники продолжают обманывать кореличчан в интернете

Приобретение товаров через интернет давно стало источником дохода для мошенников.

Так, в прошлом году кореличчанин обнаружил в «Telegram» страницу интернет-магазина, на которой продавались мобильные гаджеты премиумных марок по цене, значительно ниже рыночной. Там же имелись отзывы от довольных покупателей с фотографиями приобретенных устройств. Он связался с администратором данного магазина и заказал себе дорогой телефон, внеся предоплату в размере 344 рублей, однако телефона он так и не дождался.

В текущем году кореличчанка обнаружила в «Instagram» страницу интернет-магазина по продаже гаджетов Apple и захотела приобрести мобильный телефон, цена которого также была ниже рыночной, также имелись положительные отзывы от довольных покупателей. Как только она внесла предоплату в размере 309 рублей,  лже-продавец заблокировал ее в «Instagram» и «Telegram», а телефон ей так и не пришел.

Очень часты случаи обмана на тематических сайтах, например, «kufar.by», когда жертвам для якобы оформления доставки курьерской службой CDEK или какой-либо другой пересылали фишинговые ссылки на поддельные сайты и после ввода реквизитов банковских карт похищали с них деньги.

Чтобы не стать жертвой обмана, нужно помнить несколько простых вещей:

  1. Отзывы и фотографии для любого интернет-магазина можно «накрутить» таким образом, что их нельзя будет отличить от настоящих, т.к. они будут связаны с настоящими магазинами и покупателями, поэтому слепо им доверять не стоит. Для каждого интернет-магазина существуют официальные сайты, размещенные на серверах Республики Беларусь (названия оканчиваются на «.by»), где можно найти всю контактную информацию, сведения о регистрации магазина и их владельцах, проверить, как давно создан данный сайт. Требуйте сообщить вам сайт магазина в сети Интернет, юридический и фактический адрес, номер его телефона.
  2. Возьмите за правило не приобретать товар с сайтов непроверенных интернет-магазинов по предоплате. Лучше всего оплачивать товар непосредственно при доставке и только после осмотра его количества и качества. Если в ходе общения продавец отказывается общаться по телефону, а предпочитает другие способы общения (Viber, Telegram, Whatsapp), категорически отказывается на предложения забрать товар самовывозом или оплатить товар наличными в офисе, лучше отказаться от покупки. Подавляющее большинство интернет-мошенников находятся за пределами нашей страны, поэтому не имеют возможности общаться напрямую по телефону.
  3. Никогда не переходите по ссылкам, которые вам переслали незнакомые лица, и тем более не вводите и не называйте реквизиты своих банковских карт. Запомните, что названия всех банков и организаций Республики Беларусь в сети интернет оканчиваются на «.by», а в начале строки должен быть указан только безопасный протокол передачи данных https, например, https://www.ibank.belapb.by – интернет-банкинг ОАО «Белагропромбанк».
  4. Рекомендуем отказаться от «слепых» покупок в социальных сетях. Если у вас все же имеется такая необходимость, то попросите продавца позвонить по телефону, расспросите его о товаре, предложите забрать товар лично или через знакомых, отправить товар наложенным платежом, обговорите возможность возврата товара.

Если вы все же стали жертвами мошенничества, постарайтесь сохранить как можно больше информации о сделке: не удаляйте переданные вам сообщения, отключите интернет в телефоне, если по просьбе посторонних лиц скачали и установили какие-либо программы на телефон. Незамедлительно обращайтесь в правоохранительные органы.

Денис КУЗЬМИЧ,

старший оперуполномоченный отделения уголовного розыска

Кореличского РОВД