Страшно, аж жуть. В чем феномен популярности игрушек Хагги Вагги – разбираемся с экспертами

Вы наверняка слышали о новом увлечении – игрушке Хагги Вагги.

Вы наверняка слышали (или уж точно видели) о новом увлечении зумеров – игрушке Хагги Вагги. Этих зубастых монстров скупают в детских магазинах и на маркетплейсах, про них снимают видео для TikTok, с их изображением даже заказывают праздничные бенто-торты и расписные пряники. В чем феномен такой популярности плюшевого чудовища, спросили у родителей и экспертов, сообщает корреспондент sb.by.

8e133cbe5f834f6ebc45754ea2271bbf.jpg

Хочешь обниму?

Хагги Вагги – главный антагонист компьютерной игры-головоломки в жанре хоррор Poppy Playtime, которая выш­ла в октябре 2021 года. По сюжету эта гигантская ожившая кукла была сделана для детей, однако из-за катастрофы на фабрике Хагги превратился в кровожадного монстра, от которого и должны спасаться игроки. Свое имя существо с тре­угольной головой и жутким рядом острых тонких зубов, подобных на акулью пасть, получило не просто так: в переводе с английского hug означает «обнимать». Только вот обнимашки у монстра вовс­е не дружелюбные – соглас­но сюжету игры во время объятий он душит свою жертву.

Женская версия Хагги Вагги – Кисси Мисси – розового цвета. Она не герой игры, а фигурирует в ней лишь как изображение на плакате. В сообществах фанатов принято считать, что эти два персонажа состоят в романтических отношениях. Еще один монстр из серии – Кили Вили. Эта кукла еще ужаснее всех остальных: она скалится зубастой пастью и взирает на окружающих девятью глазами, две пары из которых – на руках. Признаюсь честно: когда смотрю на эту игрушку, даже у меня, взрослого человека, от ужаса бегут по коже мурашки и кровь стынет в жилах. Она не кажется мне ни смешной, ни милой. Что же находят в ней дети?

Спрос – высокий

Чтобы выяснить, есть ли вообще спрос на эти игрушки, отправляюсь в секцию детских товаров одного из крупнейших универмагов Минска. Долго искать Хагги Вагги не приходится – почти у входа в отдел наталкиваюсь на стойку с плюшевыми монстрами разнообразных цветов. На этикетке указано возрастное ограничение: от трех лет. Что, правда?! Я сто раз подумала бы, прежде чем купить такое десятилетке, что уж говорить про дошкольника.

– Неужели их в самом деле кто-то покупает? – интересуюсь у продавца-консультанта.

– Не поверите: спрос очень высокий, у нас это уже двадцатая партия, если не больше. Берут в основном для деток от пяти лет.

Пока разглядывала игру­ш­­­ку, к стойке подошла молода­я мама с мальчишкой примерно шести-семи лет. Видно было, что идея купить плюшевого монстра ей не очень по душе.

– Пойдем лучше Чебурашку возьмем! – увещевала она дитятко.

Но малец твердо стоял на своем:

– Како-о-ой Чебурашка?! Это немодно. Модно – Хагги Вагги.

Ситуация грозилась выйти из-под контроля, и матери ничего не оставалось делать, как покончить с препирательствами и пойти на поводу у сына.

– В наше время игрушки было хотя бы приятно взять в руки, а сейчас просто диву даешься от того, какую дичь втюхивают детям, – посе­товала родительница. – Увидят что-то в интернете – обяза­тельно купи. То эти спиннеры все крутили, то сходили с ума от поп-итов, теперь новая потеха – поселить в комнате такое страшилище. Одно радует: все эти новомодные веяния прохо­дят так же быстро, как и начинаются.

Подружиться со страхом

Стоит ли отказывать ребенку в покупке Хагги Вагги либо какого угодно игрушечного монстра? Старший преподаватель кафедры психолого-педагогического сопровождения и управления Минского областного института развития образования, педагог-психолог Елена Лазарчук уверена:

– Взаимодействие с такой игрушкой может иметь те­рапевтический эффект для ребен­ка. Конечно, важно учитывать возраст и инди­видуальные особен­нос­ти. Слишком маленькому, восприимчивому и чувствительному не советовала бы покупать что-то подобное. Но в некоторых случаях плюшевый монстр способен помочь детям пережить чувства, подавляемые в них взрослыми, избавиться от страхов и негативных эмоций. Хагги Вагги большой, пушистый и, самое главное, может обниматься. Ребенок встречается со страхом, но в безопасном виде.

Своим мнением на этот счет поделилась преподаватель кафедры психологии образования и развития личности Института психологии Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Нина Козырева:

– Детям свойственно подражать друг другу: если у одного есть такая кукла, то и другим хочется ею обзавестись. С одной стороны, игрушка вроде безобидная: мягкая, плюшевая, на руках есть липучки для имитации обнимашек. Но когда смотришь на этот рот с двумя рядами острых зубов, задумываешься, а так ли уж она на самом деле безобидна. Помните, как у Самуила Маршака в «Сказке о глупом мышонке» мама-мышь, укладывая мышонка спать, привела к нему кошку, потому что у нее был самый приятный голосок, и к чему все это в итоге привело? Игрушка, конечно, не укусит, но устрашающий внешний вид щекочет нервную систему. Некоторые считают, что таким безопасным способом дети обыгрывают свои страхи подобно тому, как взрослые смотрят фильмы ужасов, чтобы преодолеть фобии. Но не нужно забывать о психогигиене. Если ребенок начинает увле­каться такими игрушками, это откладывает отпечаток на его психике: стираются границы добра и зла. Под видом толерантности размываются ценности. Поэтому я бы не рекомендо­вала родителям покупать ребенку Хагги Вагги.

Игрушка – это образ, в соответствии с которым ребенок идентифицирует себя, а также образ цели – к чему он будет стремиться, добавляет Нина Козырева:

– Этот персонаж имеет скверный характер, он преследует игрока, нападает на него и обнимает до смерти. У детей должны закладываться другие ценности – прекрасного, доброго. По­этому не такая уж это и безобидная игрушка, особенно если малыши зацик­ливаются на ней.