Житель Кореличского района нашел на садовом участке 100-летнюю печную дверцу и передал в школьный музей

Земля хранит в себе поистине много тайн и сюрпризов. Сколько предметов старины находится в ней, раскапывается археологами и случайными обывателями. А сколько маленьких и больших вещиц еще ждет своего часа!

Вот и нам представился случай встретиться с одним таким кусочком истории, терпеливо ждавшим в земле и, наконец, снова увидевшим свет и ставшим героем нашей истории, с которой мы хотим вас познакомить.

Как-то раз к нам в народный музей попала необыкновенного вида печная дверца, найденная жителем г.п. Кореличи на садовом участке. Находка нас сразу заинтересовала, особенно привлек внимание ее необычный рисунок. Он не был похож на скромный декор всех тех печных дверец, что нам довелось видеть. Вместе с ребятами, членами музейного клуба “Наследие”, мы начали наше исследование. Идентичную печную дверцу мы нашли в каталоге Мальцовского завода чугунного литья 1910-1917 гг.  Как выяснилось, в конце XIX-начале ХХ вв.  на территории Беларуси не было крупных заводов по производству чугунного литья. Но как эта гостья попала к нам в Кореличский район? В процессе изучения истории чугунного литья на территории Российской Империи, мы выяснили, что в XIX веке  одним из крупнейших производителей было Акционерное общество мальцовских заводов.  В целях повышения конкурентоспособности печного литья эти заводы выпускали изделия, украшенные сюжетными и орнаментальными композициями. Тематика рисунков была разная, а рисунок же нашей печной дверцы называется “Бородино 1812”.  Также выяснилось, что чугунные изделия этого завода имеют свои клейма. На нашей же дверце мы клейма не обнаружили. Зато на лицевой стороне сохранилась нечеткая надпись, которая направила наше исследование в другую сторону. Надпись говорила о том, что эта дверца каким-то образом связана с городом Стомпоркув, расположенным на территории Польши. Мы выяснили, что  там с XVIII века работал литейный завод. Возможно, печная дверца действительно попала к нам из Польши, ведь Западная Беларусь  до 1939 года находилась в ее составе. И все же у нас был вопрос: как могут быть идентичными рисунки на печных дверцах, отлитых на разных заводах в России и Польше? Этому есть одно разумное объяснение: граф Мальцов, возможно, не патентовал свой рисунок, который в то время оказался весьма популярным. Поэтому другие заводы отливали модный рисунок на своих дверцах,  ставили свое клеймо и выпускали на продажу. К примеру,  мы нашли такую же печную дверцу в коллекции Александровского завода чугунных изделий г. Петрозаводска кон. ХIX – нач. ХХ вв.

Мы решили поискать подобные дверцы в деревнях нашего района. На фотографиях, которые удалось сделать, рисунки на печных дверцах далеки от той изысканности и витиеватости.

Возможно, это объясняется периодом производства чугунных дверец. Как мы выяснили, к концу 1930-х гг. в связи с перепрофилированием бывших мальцовских металлургических заводов на выпуск санитарно-технической и строительной продукции, а также прекращением работы завода «Стопорков» изготовление печного и другого художественного литья постепенно прекратилось. На территории России предприятия возобновили производство художественного литья лишь в 1990-е гг. под воздействием рыночного спроса.

Какой же долгий путь прошла эта маленькая чугунная вещица! Изготовленная в первой половине ХХ века, видевшая падение одной империи, создание другой, войну, зарю и закат социализма, а затем выброшенная за ненадобностью, снова вернулась в наш мир, чтобы поведать нам интересную историю о своем пути.

Мы  были удивлены еще и тем, что такие дверцы, правда, в более хорошем состоянии, выставлены на интернет-аукцион. Их цена варьируется от 30 до 40$. Значит, это настоящая находка, лежавшая в земле и дожидавшаяся своего часа. Однако для нас ее ценность заключается не в том количестве денег, которое можно за нее выручить, а в том, какую историческую значимость она имеет. Мы держим в руках предмет, который насчитывает около 100 лет, и ощущаем неизъяснимый трепет. С таким же трепетом человек относится к воспоминаниям, картинам и запахам из детства. Свидетелем чего эта дверца могла быть? Сколько сценариев жизни, маленьких трагедий, радостей было разыграно перед ней. Сколько тайн поведали в ее молчаливом присутствии хозяева жизни своим собеседникам.

Пролетела целая эпоха, вместившая человеческие жизни и судьбы.  Задача же наша как поколения ныне живущего бережно собирать, хранить и передавать эту память. Как морская волна состоит из капель воды, история целой страны складывается из историй маленьких поселков, улиц, домов. И чтобы это море не высохло, не иссякло, мы должны подпитывать его своим трудом, своей памятью о прошлом. Прошлое никогда не уйдет. Оно навсегда останется с нами, если мы будем бережно хранить его крупицы.

Юлия СКВОРОДА,

заместитель директора по воспитательной работе

ГУО “Красненский учебно-педагогический комплекс

детский сад–средняя школа”