Сквозь огонь, воду и медные трубы. Журналист газеты «Полымя» прошла огненную полосу психологической подготовки спасателей

25 июля в Беларуси отмечается День пожарной службы. Изо дня в день спасатели сражаются со свирепой огненной стихией, рискуя своей жизнью и здоровьем. Каждый из них проходит через едкий дым, узкие завалы, обжигающее пламя и сильнейшую психологическую нагрузку. Потушить пожар, помочь случайно закрывшемуся в квартире ребенку, убрать дерево, упавшее на крыльцо дома одинокой пенсионерки, очистить двор от снежных сугробов ветерану – бойцы и офицеры районного отдела МЧС готовы помочь каждому вне зависимости от степени риска, времени суток и других обстоятельств. Журналист газеты «Полымя» решила испытать на себе огненную полосу психологической подготовки спасателей в полной пожарной экипировке, чтобы понять, тяжело ли непрофессионалу пройти такой путь от начала до конца.

В части Кореличского РОЧС меня встретил начальник караула пожарной аварийно-спасательной части № 1 Валерий Костюк для проведения инструктажа перед прохождением испытания.

– Огненную полосу психологических препятствий проходит каждый спасатель отдела, – отмечает Валерий Анатольевич. – Перед заступлением на дежурство все наши бойцы проходят множество испытаний не только в нашей части, но и в различных центрах безопасности в разных городах страны. Такое испытание на базе части мы проводим ежеквартально. Что ж, приступим к подготовке. В первую очередь, важно быстро надеть боевую одежду: штаны, сапоги, куртка, перчатки, подкасник, сама каска. С собой у нас всегда есть аппарат сжатого воздуха, две кислородные маски: для себя и пострадавших, лом, фонарик, веревка. В среднем такая экипировка весит более 20 кг. А если добавить гидравлические ножницы, пожарные рукава и другие необходимые для работы вещи, то еще больше. До выхода на задание очень важно проверить давление в баллоне и работу кислородной маски, дать отчет командиру.

Боевую форму спасателей мне довелось надевать второй раз в жизни. В прошлый раз мне помогало сразу двое бравых бойцов, сегодня пришлось справляться по-честному, в одиночку. Несмотря на то, что мне выдали самый маленький комплект экипировки, я в нем все же утонула. Ботинки велики на несколько размеров, пояс затянут как можно туже, а в перчатках сложно прочувствовать каждый палец. Но сложнее всего оказалось надеть на себя аппарат на сжатом воздухе и кислородную маску. Сам баллон весит более десяти килограмм, при этом, чтобы его правильно закрепить, нужно подпрыгнуть и резко потянуть за шлейки. Также необходимо проверить давление в баллоне и подачу воздуха в маске. Теперь все готово. Прежде чем я успела надеть шлем, меня остановили. Первым испытанием для меня стало ориентирование в пространстве и спасение «ребенка» из «задымленной» комнаты. Для правдоподобного эффекта мне завязали глаза, а после уже надели шлем.

Проверив свой боекомплект, я доложила о готовности и вошла в помещение. Вслепую наощупь я двинулась вдоль комнаты, пытаясь нащупать кровати, тумбочки, пару раз чуть не сбила с подставки телевизор, однако «пострадавшего» нашла и благополучно вынесла из комнаты.

– Разумеется, здесь совершенно не такая обстановка, как в реальной жизни, – отмечает начальник караула. – Когда спасатели приезжают на пожар, зачастую они не знают не только, как выглядит комната, но и есть ли в ней пострадавшие, где они могут быть, не спрятался ли кто в шкаф или под кровать. Психологического напряжения добавляют и сильное задымление, паника людей, крики и прочие шумы. Есть несколько способов ориентироваться в незнакомом помещении, наиболее распространены метод «правой руки» и перемещение зигзагами. С испытанием справилась, молодец.

Далее мы переходим на улицу. Обычно полосу препятствий проходит звено из трех спасателей. Но нас сегодня двое. Сопровождать меня вызвался командир отделения Александр Янушевский. Перед нами пролегла длинная дорога через узкий подвесной мост, бетонные завалы, лестницы, трубы и, конечно же, огонь.

– А какая норма прохождения полосы по времени? – спрашиваю я.

– Мы не проходим такие испытания на время, – отвечает Александр. – Здесь важно качество. Конечно, чем быстрее, тем лучше, поскольку на реальном пожаре времени у нас не так много.

Наше первое препятствие – маятниковый мост. Эта конструкция представляет собой узкую балку, прикрепленную к поручням при помощи цепей. По такому мосту мы движемся друг за другом шаг в шаг. Так проще справиться с раскачивающимся препятствием. Спрыгиваем на землю и направляемся к лабиринту. Испытание довольно простое, однако требует маневренности, поскольку на поворотах можно случайно не вписаться, забыв о большом аппарате сжатого воздуха за спиной. Прямиком из лабиринта мы выходим к испытанию, имитирующему завалы, если быть точнее, то это несколько бетонных блоков, которые нужно не просто переступить, а проползти под ними через самое узкое пространство. В реальной жизни я бы не рискнула даже попробовать, но сейчас пути назад уже нет. Забраться наверх – задача посильная, а вот нырнуть вниз оказалось гораздо сложнее. Баллон за спиной не просто прибавляет вес, но и не позволяет пробраться в узкие завалы. Неспроста в обмундировании спасателей есть специальные шланги, позволяющие оставить баллон на расстоянии. Ну а пока пришлось лечь на землю плашмя и передвигаться ползком. Наконец-то я выбралась и вздохнула с облегчением. Однако радоваться мне пришлось недолго. Напарник уже машет мне со стороны узкой лестницы, где не на шутку разгорелось пламя под потоками ветра. Крепко ухватившись за перила, я поднялась следом за пожарным наверх, повторяя его движения. Оценив источник возгорания, мы выбрали наиболее безопасную точку для передвижения. Но несмотря на это, языки пламени были ощутимы от пят до самых коленей. Униформа, конечно, помогает легче переносить жар, однако она не огнеупорная. Пройдя через огненную полосу, мы спустились на землю. Осталось последнее испытание: большая металлическая труба длиной в несколько метров с выходом через люк. Я храбро попыталась проследовать за своим напарником вглубь тоннеля, однако через полтора метра стремительно поползла назад. От напряжения мне стало не хватать кислорода. Как только я выбралась наружу, сразу же сняла с себя кислородную маску и сделала максимально глубокий вдох.

– Не справилась, – расстроенно выпаливаю я, сверяя показатели аппаратов сжатого воздуха у себя и моего напарника. – Неужели я и правда так часто дышала? За время испытания я потратила половину баллона, а на твоем ушла всего треть.

– Это совершенно нормально, – отвечает командир с улыбкой. – Когда я проходил полосу впервые, справлялся ненамного лучше, хоть и прошел целиком. Уверен, что если бы ты вышла, немного отдышалась, и попробовала пройти тоннель снова, то прошла бы до конца, потому что с остальными испытаниями справилась как настоящий боец. К слову, эту трубу под конец еще и раскачивают для пущего эффекта. Со временем и опытом становится гораздо проще. В любом случае, это не сравнится с реальным пожаром. За 11 лет службы я проходил эту полосу уже более 50 раз. А на пожарах бывал и того больше. Бывало, что рядом от огня крыша рушилась, сначала было даже страшно. С годами перестаешь бояться, думаешь только о том, что должен сделать и как помочь людям. Начинаешь понимать, как сделать правильно и безопасно.

– Наш район большой и разноплановый, – отмечает начальник Кореличского РОЧС Денис Стодольник. – Здесь проживают люди разного возраста, национальностей и социального статуса. К нам обращаются за помощью с различного рода проблемами. А потому специалисты службы спасения должны быть развиты физически, интеллектуально и психологически, потому у нас регулярно проводятся испытания на огненной полосе психологических препятствий. Далеко не каждый человек справится с таким испытанием. Более того, в этом году мы также планируем открыть комплекс «офис», в котором будет возможность менять планировку лабиринта, а значит, позволит пройти практику в различных условиях. Помимо этого, мы сдаем зачеты по физической и аварийно-спасательной подготовке.  Безусловно, сотрудник МЧС должен быть выдержанным и компетентным.

25 июля в нашей стране отмечается День пожарной службы Республики Беларусь. Мне хотелось бы обратиться с теплыми словами благодарности ко всем работникам отдела за их образцовую работу и преданность своей профессии. Пожелать счастья, здоровья, бодрости духа, профессионального роста и успехов в труде, мирного неба над головой! И если огня, то только чистого, который горит в ваших сердцах. Пусть все ваши начинания, коллеги, приносят плоды, а в ваших домах царит спокойствие, любовь и благополучие! Сухих вам рукавов!

Поздравляем с наградой!

За многолетний добросовестный труд и качественное выполнение служебных обязанностей Благодарственным письмом председателя

Кореличского районного исполнительного комитета награждены:

командир отделения пожарной аварийно-спасательной части № 1 Кореличского районного отдела по чрезвычайным ситуациям учреждения “Гродненское областное управление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь» Александр Александрович Акулик;

старший пожарный пожарной аварийно-спасательной части № 1 Кореличского районного отдела по чрезвычайным ситуациям учреждения «Гродненское областное управление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь» Николай Владимирович Наумович.

За многолетний добросовестный труд и качественное выполнение служебных обязанностей награждены:

Почетной грамотой Кореличского районного Совета депутатов командир отделения аварийно-спасательной части № 1 Александр Иосифович Юревич;

Благодарственным письмом Кореличского районного Совета депутатов командир отделения пожарной аварийно-спасательной части № 1 Александр Викторович Янушевский.

Наталья СОКОЛЯНСКАЯ

Фото Ларисы ШУГЛИ