В Польше стирают память. Там почти не осталось памятников советскому солдату-освободителю

Партизан, фронтовик 99-летний Владимир Константинович Плиско из д. Минаки Кореличского района прошел всю Польшу, освобождал польские города: Белосток, Замбров, Ломжу, остров Мазовецкий.

Сегодня он живет в окружении своих любящих дочерей, которые берегут его покой и не говорят отцу о том, что сегодня в Польше, через которую он буквально прополз на животе, почти не осталось памятников советскому солдату-освободителю.

В Польше в 2017 году были приняты поправки к закону о декоммунизации, которые предусматривали «устранение из публичного пространства» в срок до 31 марта 2018 года мемориальных объектов, «пропагандирующих коммунизм» и находящихся вне территории воинских захоронений.

К этой категории отнесены и памятники советским воинам-освободителям. Согласно нынешней польской исторической политике, они страну якобы не освобождали, а оккупировали, и памятники эти символизируют «советское доминирование в Польше в послевоенный период». Если в 1997 году на территории страны их было 561, то сейчас — меньше сотни. Польские политики утверждают, что памятники воинам Красной Армии мешают им воспитывать молодежь в русле ненависти к России.

По оценкам историков, при освобождении Польши в 1944–1945 годах на территории этой страны погибло около 600 тыс. советских солдат и офицеров (из 1 млн умерших при освобождении всех стран зарубежной Европы). Еще около 1 млн военнопленных из СССР погибли в гитлеровских лагерях и похоронены в Польше.

Однако ни белорусская, ни российская стороны не отвечали на это прямое оскорбление по принципу око за око. Все места захоронений участников польского формирования «Армия Крайова» находились на нашей территории целыми и невредимыми. Так, только на территории Гродненской области выявлено 16 мест захоронений участников этого формирования, на Кореличчине — одно.  При этом общеизвестно, что главной целью Армии Крайовой было поднять народ на восстание, вернуть Польше территорию Западной Беларуси, которая в сентябре 1939 года была присоединена к Восточной. При этом бойцы Армии Крайовой уничтожали партизан и граждан, занимавших ответственные посты во властных структурах. По количеству потерь в номенклатурном слое лидировал Лидский район, где с 2 августа по 14 ноября 1944-го были убиты 66 партийных и советских работников, семь человек получили ранения средней тяжести. Во многих регионах дело доходило до ликвидации сельсоветов. В Ивьевском районе до прихода бандитов насчитывалось 15 сельсоветов. 15 августа 1944 года их уже оказалось семь, через 25 дней – три. Ликвидация сельсоветов становилась прологом к несению белополяками патрульной службы в селах. Тотальное преследование партийных и советских работников в Ивьевском, Вороновском, Радуньском, Лидском, Василишковском районах вынудило их находиться подальше от служебных кабинетов, прятаться у местных жителей, которые тоже сильно рисковали. Узнай об этом аковцы, их бы расстреляли вместе с теми, кого они укрывали.

По неполным данным, за 1943–1952 годы подразделения АК уничтожили 4300 наших жителей. Их преступления на белорусской земле не имеют срока давности.

В апреле 2021 года Генпрокуратура возбудила уголовное дело по факту геноцида населения Беларуси в годы Великой Отечественной войны. С этого момента началось установление мест захоронений участников формирования «Армия Крайова». Согласно белорусскому законодательству, а именно Указу №109  от 24.03.2016 г. «Об увековечении памяти о погибших при защите Отечества и сохранении памяти о жертвах войн», эти захоронения не являются воинскими, а значит по решению местных Советов депутатов останки могут быть перезахоронены на действующие места погребения или территория, занятая под могилами, может быть использована под насаждения. Архитектурные формы, возведенные с нарушением земельного законодательства, законодательства в области архитектуры, градостроительства и строительства, должны быть демонтированы. При этом возведение капитальных строений (зданий, сооружений), иных строений, за исключением мемориальных и культовых, на этой территории запрещается. Как следствие Польша обвинила Беларусь в «акте государственного вандализма». Как говорят в народе: ««В чужом глазу соринку видишь, а в своем бревна не замечаешь». А еще это прекрасное доказательство тому, что Беларусь не будет подставлять вторую щеку: прошли времена, когда белорусы жили под польским гнетом и работали за кусок хлеба. Теперь каждый патриот Республики Беларусь понимает, что уничтожение исторической памяти ведет к деградации общества. Белорусы не позволят переписать историю: сделать бандитов героями, а таких солдат Великой Победы, как ветеран Великой Отечественной войны Владимир Константинович Плиско, освободивших Европу от фашизма, предать забвению.

Инна ЛЕЙКО