Дорогой памяти: история молодой шифровальщицы и электромеханика, которые трудились на железной дороге в огне Великой Отечественной войны

Дорогой памяти: история молодой шифровальщицы и электромеханика, которые трудились на железной дороге в огне Великой Отечественной войны

7 августа – День железнодорожника.

За годы жизни люди оставляют за собой память, а еще предметы, олицетворяющие пережитую ими эпоху. В моем семейном архиве хранятся уникальные документы и знаки отличия бабушки и дедушки, касающиеся периода существования Белостокской железной дороги.

Белостокская железная дорога появилась в декабре 1939 года фактически сразу после включения Западной Белоруссии в состав БССР. В ее состав вошли четыре отделения движения: Белостокское, Лидинское, Молодечненское и Волковысское. Протяженность – почти 3 тысячи километров. Управление находилось в Белостоке. Предприятия и подразделения комплектовались специалистами не только восточных регионов республики, но и всего СССР. В их числе оказалась и моя бабушка Екатерина Васильевна Беляева. По сталинскому призыву 22-летнюю девушку направили в Белосток из Челябинска и назначили на должность шифровальщика.

Эшелон, в котором в первые дни войны бабушка следовала в тыл, фашисты разбомбили с воздуха в районе Лиды. Пришлось двигаться пешком с секретной документацией и шрифтами. Боясь, что попадет в плен, и сведения окажутся у врага, шифровальщица с коллегами сожгла секретку. Наспех написанный акт уничтожения спрятала в обувь своей маленькой сестричке. В годы войны девушка трудилась в подразделениях Министерства путей сообщения родного Челябинска. На Урале свыше 800 предприятий обеспечивали фронт, и почти вся продукция шла по железной дороге.

После освобождения Гродненщины 20 сентября 1944 года произошел территориальный передел. Белостокская область была упразднена. Сам город Белосток и ещё 17 районов перешли к Польше, где снова образовалось Белостокское воеводство. А в БССР появилась Гродненская область.

Вместе с тем, Белостокская железная дорога продолжала свое существование еще целых два года (!). Ее управление дислоцировалось в городе над Неманом. Поляки хоть и установили на границе контроль, но брать на себя эксплуатацию железной дороги не спешили. У них прекратили работу все структурные предприятия.

С учетом послевоенной разрухи работы предстояло сверх много. Восстановление и строительство путей, станций, остановочных пунктов, иных объектов. Поэтому специалисты продолжали приезжать из разных уголков СССР. В числе их в Гродно вернулась моя бабушка. Получила назначение на офицерскую должность начальника секретно-шифровальной группы.

Здесь судьба и свела ее с моим дедом – Владимиром Николаевичем Крекшинским. Он, уроженец Великих Лук, тоже прибыл из России. В свои 34 года являлся опытнейшим электромехаником. Поработал на железной дороге в огне и пепле Великой Отечественной, в том числе в Ржеве, когда град вражеских снарядов поднимал в воздух и людей, и рельсы. Выжил чудом.

У Владимира Николаевича не было не только высшего, но и профильного образования. Однако в звании офицера он фактически выполнял инженерные обязанности в дистанции сигнализации и связи. Кроме того, подрабатывал преподавателем в Гродненском механическом техникуме железнодорожного транспорта.

Белостокская железная дорога номинально просуществовала до 15 октября 1946 года. Затем ее структурные подразделения отошли к Западному и Брест-Литовскому отделениям.

Дорога их жизни

Мой дедушка ушел из жизни в конце 80-х годов прошлого века, а бабушка в возрасте 101 с половиной лет покинула этот мир в 2019 году. О послевоенных событиях от них остались не только воспоминания. Бережно храню ряд документов и регалий.

Среди них служебное удостоверение бабушки – инженера-лейтенанта административной службы Белостокской железной дороги от 6 июля 1945 года.

фото-1.JPG

фото-2.JPG

Кроме того, название ушедшей в историю дороги присутствует в наградном удостоверении бабушки. За вклад в победу Екатерину Беляеву 18 января 1946 года представили к ее первой медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг».

фото-3.jpg

Владимир Крекшинский свою медаль «За трудовую доблесть» получил позднее – 1 августа 1951 года. Помимо самой награды и удостоверения сохранился адресованный ему уникальный поздравительный адрес за подписями руководителей Гродненского отделения Брест-Литовской железной дороги.

(фото-4) Однако еще более ценным является иной документ моего деда – справка о награждении его знаком «Отличный восстановитель». Она датирована 26 сентября 1946 года и благодаря природной аккуратности моих родных дошла до наших дней едва ли не в первозданном виде. Подписана начальником службы связи Белостокской железной дороги. Это редчайшая «бумага», аналоги которой едва ли где-то имеются. И не только из-за даты подписания. Чаще всего к такому знаку прилагалась не справка, а удостоверение в твердой коленкоровой обложке. Справка использовалась как временный документ.

фото-4.jpg

Безусловно, есть у меня и сам знак дедушки «Отличный восстановитель». Более того, он был награжден еще и знаком «Отличный связист». Оба – раритетные экземпляры. Учреждены указом Президиума Верховного Совета СССР в сентябре 1943 года с шестью другими знаками для поощрения особо выдающихся лиц начальствующего и рядового состава железнодорожного транспорта. Среди оснований – быстрое восстановление железнодорожного хозяйства на освобожденной от фашистских захватчиков территории, всемерное расширение пропускной способности восстанавливаемых участков железных дорог, ценные изобретательские и рационализаторские предложения, способствовавшие повышению производительности труда и прочее.

фото-5.jpg

(фото-6) Как носил эти награды мой дед, можно увидеть на фотографии тех лет, опубликованной в республиканской газете. В апреле 1957 года подобные знаки были отменены. Им на смену пришел единый «Отличник социалистического соревнования железнодорожного транспорта».

фото-6.jpg

Под знаменем труда

Честный и самоотверженный труд являлся основой всей жизни Екатерины Васильевны и Владимира Николаевича. Оба впоследствии удостоились орденов «Трудового красного знамени». Фактически работали до последних лет своих жизней. Причем бабушка оказалась долгожительницей и даже на свое 100-летие подарила пришедшим к ней журналистам расшитые ею на излюбленной зингеровской машинке платки. Да и этот мир она покинула 1 мая – в признанный праздник труда.